Время

Часы от Козлова Хочу добрым словом вспомнить Василия Ивановича Козлова, одного из организаторов партизанского движения, Председателя Президиума Верховного Совета БССР, которому 18 февраля исполнилось бы 100 лет.
Часы от Козлова

Хочу добрым словом вспомнить Василия Ивановича Козлова, одного из организаторов партизанского движения, Председателя Президиума Верховного Совета БССР, которому 18 февраля исполнилось бы 100 лет.

С 1946-го по 1960 год я работала в аппарате Президиума Верховного Совета, 6 лет возглавляла там комсомольскую организацию.

Как-то довелось выступать на митинге, посвященном разоблачению Цанавы. Мое выступление произвело впечатление на Василия Ивановича, и он поинтересовался, кто я такая. Наш комсорг, работает кодификатором в юридическом отделе после окончания юридического института, сообщили ему.

На следующий день Козлов вызвал меня к себе. Разволновалась я не на шутку. Накануне ведь целый месяц была на бюллетене по уходу за больными детьми. Захожу в кабинет, понурив голову. Возле его стола вижу Марию Борисовну Осипову, парторга аппарата. Василий Иванович встает со своего места и протягивает мне одну руку, а в другой держит часы. Я в недоумении - за что часы? А Мария Борисовна отвечает: мол, работаешь хорошо, алфавитно-предметный указатель создала. Детей растишь, занимаешься общественной работой.

Пригласил меня Василий Иванович присесть и рассказать о своем житье-бытье. Я и рассказала: живу на частной квартире, зарплата небольшая, а двое детей на руках. Утром до начала работы надо детей отвести в ясли. Одну несу (4 месяца), вторая идет рядом (2 года 8 месяцев), за юбку держась. А путь долгий. Отпуск женщинам давали лишь по месяцу до и после родов.

Задумался он после моего рассказа, а потом и говорит: "Да, нелегко приходится... А что, если я вам утром буду высылать свою машину, чтобы доставить детей в ясли?" Улыбнулась я и отвечаю: "Ну, конечно, это намного облегчит дело". "А с получением квартиры я тоже помогу, - пообещал он. - И вообще, разрешаю по любой надобности заходить ко мне в любое время".

Но правом своим я воспользовалась лишь однажды. И то не для себя лично. Была в нашей комсомольской организации секретарь отдела помилования Ира Позняк. Судьба ее сложилась нелегко. Во время войны она ушла в партизанский отряд. За это расстреляли ее мать. После освобождения Беларуси вышла Ирина из леса с ребенком на руках. Да, была война, и была любовь. Приютила их сердобольная соседка. Приходилось Ире прятаться в ее гардеробном шкафу, когда в дом приходили милиционеры для проверки проживающих... Василию Ивановичу я и рассказала об Ириных мытарствах. И он помог ей получить жилье.

Козлов имел обыкновение перед каждым праздником заходить в отделы и поздравлять сотрудников. Зашел как-то в отдел помилования, а секретарь по простоте душевной брякнула: "Ох, Василий Иванович, что нам от этих поздравлений..." Помолчал он, задумавшись, а потом говорит ей: "Да, пока еще трудно живется всем нам... Потерпим немного, настанут лучшие времена, тогда сумеем и что-либо существенное сделать". Прошло не так уж много времени, и он пригласил сотрудников в банкетный зал. Как раз накануне 8 Марта. Зашли мы и ахнули: роскошный стол. Тогда первый раз в жизни я отведала салат оливье с зеленым горошком.

В 1960 году я решила уйти из аппарата. Когда Василий Иванович узнал о моем решении, пригласил к себе, чтобы выяснить причину. Я ответила ему: "Мне нравится творческая работа, да и оклад там повыше". "Ну если нравится, не будем задерживать", - ответил он.

А закончить я хочу вот чем. Подаренные Василием Ивановичем часы швейцарского производства 15 лет шли безотказно, минута в минуту, пока я их не уронила на пол. Но я их все равно храню как дорогую мне память о Василии Ивановиче Козлове.

На снимке: В.И.Козлов (второй справа).

50-е годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter