Временный ввоз и вывоз

Хитрость с названием «временный ввоз» больше не пройдет

Во время недавней поездки в Минск разговорился с соседом по купе, средних лет гомельчанином. Беседа как-то незаметно перетекла на одну из любимых «мужских» тем — автомобильную. Для моего собеседника она была злободневной. Три месяца назад он попал в ДТП. Обошлось, к счастью, без травм, но возможность восстановления престижной иномарки оказалась под большим вопросом. Знакомые свели с нужными людьми. Предварительно оговорив условия, они-то и организовали для приунывшего гомельского автолюбителя перегон авто из Прибалтики. Аналогичного разбитому по марке, цвету и даже году выпуска. А главное — по вполне умеренной цене.

— Но ведь растаможка авто с таким мощным двигателем обходится недешево?! — скептично возразил собеседнику.

— Дорого, — согласился тот. — Но есть маленькая хитрость с названием «временный ввоз». Здесь главное, чтобы документы на авто в кармане имелись. А «подогнать» к данным техпаспорта необходимые идентификационные номера на кузове и узлах машины сейчас мастеров хватает.

С попутчиком распрощались в cтолице, откуда он намеревался отправиться в Витебск, там его ждал автомобиль.

Этот диалог всплыл в памяти, когда услышал от сотрудников Гомельской таможни почти детективную историю. Точка в ней поставлена только несколько дней назад, хотя началась эпопея минувшим летом. Въехавшим тогда на РПТО «Новая Рудня» из Украины внедорожником «Тойота Ленд Крузер» 2012 года выпуска управлял по доверенности гражданин республики-соседки Г. Все бы ничего, но при изучении электронной базы открылся любопытный факт. Оказалось, что в 2011-м и 2012 годах украинец уже ввозил на территорию Таможенного союза по «тойоте». Однако те японские авто не пересекали границу в обратном направлении. До выяснения обстоятельств джип задержали, а украинский товарищ отправился на родину попутным транспортом — собирать «алиби» для своих прежних «автопохождений». Больше его на таможне так и не увидели, несмотря на неоднократно отправленные в Украину повестки. Но интрига завязалась месяц спустя, когда на таможню обратился с просьбой о возврате внедорожника земляк «беглеца», выдавший ему доверенность на «Ленд Крузер». Увы, при внешнем осмотре авто за исключением номерного знака хозяин не признал свое имущество. И не удивительно. Как заключил судэксперт, номера кузова во внедорожнике оказались перебитыми, а представленное Г. при декларировании свидетельство о регистрации — недействительным. В итоге машина стоимостью полмиллиарда рублей изъята в доход государства.

Приведенный факт не единичен. В стремлении обойти нормы законодательства подобные уловки в последнее время «ставят на поток» ловкачи от автобизнеса. В подтверждение — убедительные цифры. Если в 2012 году на Гомельщине выявлено 32 факта незаконного использования временно ввезенного автотранспорта, то в минувшем году их зарегистрировано втрое больше. Чаще находящиеся под таможенным контролем транспортные средства разбираются на запчасти или передаются в доверительное пользование другим гражданам. Или их владельцы неожиданно впадают в беспамятство при наступлении срока, когда личный автомобиль должен покидать гостеприимные просторы таможенной «тройки». Как это, к примеру, случилось несколько дней назад с гражданином Германии, лишившимся автомобиля «Ауди-Q7» стоимостью около полумиллиарда рублей.

Надежной защитой от всякого рода проходимцев и «серых» схем автобизнеса, считают специалисты, будет только что вступивший в силу Указ Президента, четко регулирующий вопросы временного ввоза автомобилей для личного пользования. Суть его прозрачна: хочешь ты, иностранец, на время ввезти в нашу страну второй и последующие авто — предварительно оставь на границе залог в размере таможенных пошлин. Покидаешь пределы республики на той автомашине в срок — получи внесенную сумму обеспечения обратно. Как говорится, все гениальное просто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter