Времена меняются

Почему форматы бизнеса лихих 90-ых должны уйти в прошлое

Для некоторых форматов бизнеса, застывших в реалиях 1990-х годов, инфляция — единственный шанс выжить. Ведь безудержный рост цен начинается, когда денег в экономике много, а товары — в дефиците. Для мелких продавцов тогда подворачивается ситуация разбогатеть. Потребитель шалеет, хватает все, что попадается под руку, невзирая на качество и справедливость цены. 

Но с приходом новых форматов торговли убогие рынки зарождающегося капитализма и кирмаши под крышей теряют. Покупатель из них плавно утекает в современные торговые центры, в сетевой ретейл, в интернет, наконец. Зачем толкаться на барахолке и примерять джинсы или платье на пронизывающем ветру, если поисковик выдает десятки сайтов с таким же ассортиментом. И цена сопоставимая, и вещи домой привезут. Даже в тучные времена, когда розничные продажи увеличивались в год на 15—20%, обороты рынков росли, но более скромными темпами. Правда, общий ажиотаж позволял выживать всем. Даже самым примитивным торговцам. Но времена изменились. 

Фото Александра КУШНЕРА

Можно до бесконечности рассуждать, что для процветания страны нужны реформы. Они необходимы. И уже проходят. Льготное кредитование промышленности сократилось. За последние два-три года – кардинально. Хотя полностью еще и не исчезло. Монетарная политика в корне изменилась. Инфляцию обуздали, курс не прыгает блохой. Законодательство становится дружественнее бизнесу. Бумажная волокита, чтобы открыть фирму, вообще исчезла. Живи, радуйся и развивайся. Конечно, совершенствовать деловой климат можно до бесконечности. Но нельзя сказать, что он у нас хуже, чем у соседей. По многим позициям намного лучше. Даже по сравнению с Европой. 

В этом разрезе очень интересны опросы малого и среднего бизнеса, которые проводит исследовательский центр ИПМ. Средняя оценка ведения бизнеса в 2010 году была рекордно высокой – 3,3, к 2012-му скатилась до минимума – 2,5. Потом снова рост и достижение к 2014-му 2,9, а затем резкое падение до 2,1 в следующем году. А в 2016-м средний балл снова вырос до 2,6. Такие колебания наводят на мысль: оценка качества деловой среды в целом повторяет конфигурацию динамики макроэкономических показателей и платежеспособного спроса. И это большая проблема, когда люди не столько ориентируются на открывающиеся возможности, сколько оглядываются на прошлое. Согласно тому же опросу, только 22,5% малых и средних компаний думают расширяться, а 62% — только о сохранении достигнутого. Но в бизнесе-то действует жестокая дарвиновская модель: кто не эволюционирует, тот вымирает. 

Да, так происходит во всем мире. И самая высокая динамика обновления именно в малом бизнесе. Одни коммерческие направления вымирают, другие – зарождаются. По сравнению с развитыми странами, на которые все время кивают иные эксперты, наша страна – тихая заводь. Да, в той же Германии, Франции, США поддерживают предпринимателей. Точнее, даже не бизнесменов, а просто деньги выделяют под перспективные, с точки зрения государства, направления. А остальные крутятся на общих основаниях. И насколько полезна сегодня торговля в палатках без документов, кассовых аппаратов, гарантии качества — словом, формат ИП 90-х, который они упорно защищают?! Пока их спасают многочисленные льготы, которые есть, но про которые почему-то редко упоминают. Если бы к мелким торговцам на рынках хотя бы частично применили правила игры для супермаркетов, через несколько недель мокрого места бы не осталось. Но пока в них поддерживают, даже несколько искусственно, жизнь. Исключительно по социальным мотивам. Но до бесконечности-то этот процесс длиться не может и не должен. Свободу слова никто не отменял. И предприниматели могут собираться, общаться, жаловаться, ругаться… Но лучше бы посмотрели правде в глаза: их профессия «мелкого торговца с лотка» нынче является такой же вымирающей, как трубочисты. Впрочем, у последних перспективы получше: частные дома с каминами пока еще существуют… 

volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Георгий
"Потребитель шалеет, хватает все, что попадается под руку...".
Автор, это Вы про кого? Среди моих знакомых таких просто нет
Вертикаль
Пока будем видеть и слышать с экрана теленовостей "Не пойман, не вор" как призыв к действию, лихие  90-е так и останутся в нашем менталитете ведения бизнеса. Хотите это ощутить физически? Попробуйте проехаться к месту работы вместо служебного АВТО в иномарке 20-ти летней и желательно за рулём. Вы тогда ощутите вес ужас положения, а так живёт 90% населения нашей страны, ВОТ О ЧЁМ ПОРА СЕГОДНЯ ХОТЬ НЕМНОГО ЗАДУМАТЬСЯ НА ДОСУГЕ.
Особое мнение, Минск
Я могу понять средний или малый бизнес, как строительная или туристическая компания, парикмахерская, кафе, ресторан, магазин и автомастерская в городе или фермерское хозяйство в сельской местности. Там люди зарабатывают своим трудом. Проблемы для существования и развития создают - кредитная и налоговая политика государства, конкуренция, психология предпринимателя (хочу в отпуск на Багамы или новый мерседес, а не затраты на новое оборудование) и отсутствие желания проявлять инициативу. С точки зрения государства надо минимизировать кредиты для создания и функционирования такого бизнеса. ИПэшников (без наемных работников) надо вообще освободить от всех налогов, кроме социального (так называемого налога на туненеядцев).  
Виктор
 "Правда, общий ажиотаж позволял выживать всем. " Ключевая фраза. И не только выживать. Многие стартанули, благодаря. У кого то получилось,кто то оказался в нужном месте рядом с нужными людьми и заимел почти даром старт, кто то не смог, кто то отстал в развитии. Каждому своё. А теперь к дню сегодняшнему. Звучат призывы развивать предпринимательство. Каким образом? Входной билет в тот же ритейл имеет другую стоимость. Такую, которая не под силу 99 %. Да, торговые центры-это хорошо. Но, они развиваются только при наличии устойчивого внутреннего спроса. Который, глядя правде в глаза, устойчиво загибается. Средний чек, который уже далеко не тот, тому показатель.Реформы? Гм...На бумаге. А на деле? Так вот, при нынешнем уровне спроса, ИП, которых пытаются "похоронить"-это самое то, что нужно. Что до докуиентов. Так ведь все прекрасно знают, что в тех местах, откуда товар везут, их зачастую просто не дают. А вместо того, чтобы гнобить продавцов за это , не лучше ли было бы помочь им и защитить. Даже уже хотя бы за то, что они не требуют зарплаты, сами себя содержат, да ещё и умудряются налоги платить. В том числе и на то, чтобы содержать тех, кто им мешает работать. А бывает, что создают рабочие места. Недоброжелателям, обвиняющим ИП в мироедстве, можно порекомендовать попытаться самим стать ИП. Со всеми вытекающими. А то, в массе своей, наши обыватели ждут, что кто то чего то им, да пристроиться на госпредприятие, да чтоб с перекурами многочисленными, да с беседами на рабочих местах, выпускать что нибудь, не важно нужное кому нибудь или нет, да ещё и зарплату по "500", и ни за что, чтоб душа не болела. Во, это по ихнему.
Иван г.Кричев
Особое мнение, Минск, бизнес подразумевает какое-то производство. А почему нужно освобождать от налогов торгашей
китайскими трусами, которые они продают в 4-х кратном размере? Это не бизнес, а просто перепродажа, тем более товар
3-5 сорта.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?