Зачем в Беларуси нужны 700 семеноводческих хозяйств?

Вредные примеси семеноводства

Сегодня в каталоге 382 сорта сельхозрастений белорусской селекции. Урожайность их нисколько не уступает импортным, не зря же  более 80 сортов зерновых включено в реестры других государств. В Брянской области, несмотря на засуху в этом году, озимая пшеница «ода» и «элегия» на круг дают 75—80 центнеров. Также в последние годы в Нечерноземной зоне и Центрально-Черноземном регионе России пользуются спросом ценные по качеству сорта яровой пшеницы «дарья» и «сударыня», ячменя «гонар», «атаман» и «зазерский 85», ярового рапса «неман», озимого — «лидер», «зорны» и другие. Да и белорусские аграрии блещут рекордами полей, засеянных семенами с местной отметкой в «паспорте».


Глава государства Александр Лукашенко, призывая отдавать предпочтение белорусской селекции, точно подметил, что не надо ориентироваться на импорт, потому что наш соперник, противник и те, с кем мы конкурируем, никогда не дадут лучшее.

Но, прямо скажем, семеноводческие хозяйства аграрии штурмом не берут, в очередь не выстраиваются. Да и серьезные нарекания имеют на приобретаемый у них товар. Иногда покупают просто мусор в мешке, где смешаны рожь и тритикале, фураж и продовольственное зерно. Несмотря на установку современных линий, на которые потрачены бюджетные, в том числе, деньги, семена не проходят необходимую доработку. Потому что семеноводы — а они такой статус приобретают  по теперешнему закону сравнительно легко — еще и животноводством занимаются, коров и бычков должны зерном обеспечить. Так что при его хранении  и обработке случается разное, появляются примеси и прочее.

И вообще: не абсурд ли в небольшой стране иметь около 700 семеноводческих хозяйств? Объективно нам хватит и сорок, уже есть такие расчеты, поделился своим мнением гендиректор НПЦ НАН Беларуси по земледелию Федор Привалов. А так каждое что хочет, то и размножает. У сугубо семенных станций качество продукции лучше. Система семеноводства, к сожалению, разрушена, констатирует ученый. Часто семена отдаются в долг, по бартеру, а дотации поступают не вовремя. Специализированные хозяйства остаются на бобах, а им тоже надо жить и развиваться, покупать суперэлиту, современные механизмы.

Новый закон «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» пока дозревает. В нем предлагается повысить требования и к результатам труда селекционеров, сортоиспытательным работам. Вновь созданные сорта растений должны превосходить районированные в 2—3 предшествующих года, а не просто применяемые в производстве. Сортоиспытание должно строиться не по административному типу, а иметь зональный характер применительно к конкретным условиям регионов.

Никто не отрицает, что флагманы, у которых точно просчитано, на что потратить деньги, заключены договоры с проверенным поставщиком, могут применять и лучшие зарубежные сорта.

Однако у проблемы есть другая сторона. Положа руку на сердце: каждый ли агроном может точно определить, что конкретно в его землю надо сеять из каталожных 382 наименований? Мерилом всех качеств сорта чаще всего выступает его «Мне понравилось». Конечно, такие асы, как главные агрономы ОАО «Нарочанские зори» Виктор Драчиловский из Вилейского, «Новая жизнь» Михаил Кононович из Несвижского, «Гастелловское» Болеслав Галась из Минского района и другие, могут по чуйке, основанной на богатом опыте, сказать, что подойдет, а что нет. Да и то подстрахуются, попробуют партию на опытном поле, только тогда и закупают показавший себя сорт, а не гадают на кофейной гуще «нравится — не нравится». Не отсюда ли и чрезмерное восхищение импортом? Иногда тоже с сомнительным качеством.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter