Даже долготерпению белорусов, бывает, приходит предел

Вредитель и по-польски, и по-белорусски — это «шкодник»

Есть в Бресте (пока еще есть) культурно-образовательное учреждение «Брестский форум польских локальных инициатив». Расположен он забавно: почти на перекрестке улиц Советской и Буденного, командующего Первой конной армией ­РККА.

Там же размещается и частная школа польского языка, директор которой — «пани Анна», Анна Панишева. «Мы каждый год вспоминаем историю вот этих всех солдат и всех организаций, которые выступали против коммунизма в Польше», — с надрывом объясняется она перед изумленными журналистами. Потому что «солдат» — это тех самых «проклятых солдат», если по-польски. А если по-белорусски, то Ромуальда Райса — Бурого и его подручных. Убийц мирного белорусского населения в послевоенное (!) время.

Мы много раз в «СБ. Беларусь сегодня» писали о том, какой вандализм ежегодно происходит в приграничной Гайновке: «Двойные стандарты снова в ходу» (27.02.17), «Флаг бурого цвета» и «Бурые пятна истории» (13 и 29.03.19), «Польша обуревает?» и «Два в одном» (21 и 26.02.20) – каждый год появлялись материалы. МИД Беларуси постоянно обращал внимание польской стороны на недопустимость подобных пронацистских и оправдывающих геноцид акций. Регулярно выступал с обращениями к полякам и белорусский Парламент. И как в песок…

Отряд «Бурого».

Коротко напомню: «В 1946 году «3-я Виленская бригада» под командованием Бурого сожгла 5 белорусских православных деревень, не менее 79 человек были зверски убиты. Не только мужчины и старики — а и женщины, и дети. Случилось это в повяте вокруг Гайновки — это по ту сторону Беловежской пущи (и теперешней границы), если смотреть от Каменца…»

Предположим, Панишева газет не читает, телевизор не смотрит, историей родной страны интересуется выборочно. Но проводить 28 февраля сего года в руководимом ею же культурно-образовательном учреждении «День памяти» тех самых солдат — это уже слишком. Рядом с крепостью-героем вспоминать пафосным словом убийцу белорусов — это и есть «локальная польская инициатива»?

Так ведь даже и не локальная! Потому как вместе с детьми и их «наутшицелем» Панишевой в этом году в той «школе» польский гимн с воодушевлением пел и на лозунги «Вернем героев!» с нескрываемым удовольствием смотрел знаете кто? Пан консул генерального консульства Республики Польша в Бресте Ежи Тимофеюк.

Иначе говоря, чтить память карателя мирных белорусов Подляшья — это нынче официальная позиция польского МИД? Польского правительства? И всего польского истеблишмента?

А самое подлое в истории с бандитом Бурым: «После войны с согласия Иосифа Виссарионовича Сталина (специально для «наших и ваших свободных» напишу, может, запомнят) почти вся Белостокская область была передана из состава ­БССР в состав ПНР. Добровольно. И безвозмездно. Не всем белорусам это понравилось — и многие начали переезжать. Акция Бурого, как говорили тогда, и была направлена на запугивание подляшских белорусов для ускорения, так сказать, переселения…»

Можно ли это назвать освобождением жизненного пространства? Этаким польским Lebensraum? Никто из демократов не обидится?

Мое личное оценочное мнение: они — и пани Анна, и пан Ежи, и остальные причастные панове — обнаглели. Но ведь и не только это: а вот скажите мне, нормальные белорусские поляки и польские белорусы, вы понимаете, как вас — всех вас, скопом — вот такие деятели подставляют?

В Беларуси мы все живем дружно: и белорусы, и русские, и поляки, и евреи, и татары… много нас. Но понимают ли, скажем, в польском МИД, что Райса мы так же никогда не простим, как и тех бандеровцев, что жгли Хатынь? Как и тех литовцев-карателей, что вырезали Слуцк?

Напомню: белорусы — не этнически, а все, в целом — без особой укоризны смотрят и на пресловутую «карту поляка», которую многие государства в мире запретили бы категорически. И на приграничную торговлю, замкнутую на родственные и свойственные связи. И на сигареты и топливо, на которых, давайте уж честно, поднялась не одна брестская и гродненская семья.

Но всему есть предел.

И предел, похоже, наступил. Но что делать с пани Анной? С детьми, которым она уже промыла мозги? С их родителями, которые на это спокойно смотрели? С паном брестским консулом и с самим «Форумом польских локальных инициатив»?

Которые и не локальные, и не инициативы вовсе, и даже — вот в это искренне хочется верить — не польские. Полагаю, это хороший вопрос как к местным властям, так и к уважаемым белорусским полякам.

Ибо накипело ведь.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter