Как создается мемориальный комплекс «Тростенец»

Врата памяти

Это будет самая высокая бронзовая скульптура в стране, как символ памяти, отражающий масштабы и ужасы трагедии, происходившей на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. На высоту 10 метров на входе в будущий мемориальный комплекс «Тростенец» поднимутся изваянные белорусским скульптором Константином Костюченко «Врата памяти». Эту композицию еще в 2010 году выбрали на открытом республиканском конкурсе как первую, которая откроет путь к увековечению памяти жертв крупнейшего в Беларуси лагеря смерти Тростенец, существовавшего недалеко от Минска вплоть до последних дней оккупации города.


Фото  Виктора  Корбута


Несмотря на многочисленные публикации и инициативы, сегодня можно констатировать тот факт, что о лагере смерти Тростенец в международном масштабе из–за отсутствия достаточного количества архивных материалов мало что известно. А между тем по количеству жертв — свыше 200 тысяч человек — белорусский лагерь не уступает Бухенвальду, Освенциму, Дахау... Эта земля, пропитанная кровью, долгие годы не была должным образом ни исследована, ни увековечена мемориалом как память жертвам фашизма.

C Константином Костюченко мы подходим к черному обелиску, совсем недавно обновленному. Надпись гласит: «Здесь захоронены советские граждане, замученные и сожженные немецко–фашистскими захватчиками в июне 1944 года». Вот и все, что сегодня указывает на творившиеся здесь более 70 лет назад чудовищные преступления...

Понятно, что такое напоминание не соответствует масштабам тростенецкой ужасающей трагедии, ну и тем более современным представлениям о мемориальных комплексах. Понимая роль истории в развитии нашего государства и сохранения в людской памяти ее в том числе и страшных страниц, Президент Александр Лукашенко 8 июня заложил капсулу с посланием потомкам на месте создания мемориального комплекса. Об этом событии свидетельствует валун с памятной доской. У него всегда лежат цветы, венки от прохожих и от посольств иностранных государств, чьи граждане погибли в огне Тростенца.




По воспоминаниям очевидцев в 1944 году солдаты Красной Армии, освобождавшие Минск от немецко–фашистских захватчиков, застали пепел от еще не остывших печей и были поражены бесчеловечными преступлениями, творившимися на протяжении нескольких лет в Тростенце. За три дня до освобождения города в бывшем колхозном сарае были расстреляны, а затем сожжены 6,5 тысячи заключенных.

На территории более 100 гектаров нацисты создали настоящую фабрику смерти. Тростенец основан минской полицией безопасности и СД в окрестностях деревни Малый Тростенец в начале 1942 как трудовой лагерь для обслуживания подсобного хозяйства. Тогда он не имел официального статуса концентрационного, но являлся самым известным и крупным среди концлагерей СД и полиции. Заключенные работали в подсобном хозяйстве на сельскохозяйственных работах и ремесленных предприятиях. Постоянное число узников лагеря составляло несколько сот человек. Ежедневно на место расстрелянных доставлялись новые заключенные: евреи из европейских и белорусских гетто, узники минских тюрем и лагерей, военнопленные и гражданское население, захваченное во время облав в Минске и во время карательных операций в партизанских зонах. Узников из Германии, Чехии, Австрии, Польши свозили на расположенную на 9–м километре Могилевского шоссе железнодорожную станцию в товарных вагонах. Для мирных граждан здесь до последнего момента поддерживалась видимость переселения на новое место жительства и работы. В действительности их отправляли на автомашинах с плотно закрытым кузовом на уничтожение.

Территория лагеря имела ограждения из колючей проволоки под электрическим током. Для круглосуточной охраны фашистами, вооруженными пулеметами и автоматами, использовались вышки. Узников размещали в сараях и погребах. Позднее для них были построены бараки. Созданные условия жизни и работы в лагере были каторжными. Произвол охранников, расстрелы и повешения заключенных — обычные будни того ужасного времени.


finish 1500.jpg


Как сейчас все это представить? До недавних пор, глядя на чистое поле на месте концлагеря, многие жители высотных домов пролегающей вдоль бывшего лагеря улицы Селицкого, возможно, и не представляли, где живут. Сейчас перед территорией, где еще в 1944–м убивали людей, установлен бигборд с планом будущего мемориала.

Мемориальный комплекс планируется открыть в мае 2015 года. Сегодня уже полным ходом идет работа на его территории: проложены первые дорожки, совсем недавно замощенные плиткой, вдоль установлены фонари, а на черных «тумбах» появится информация о том, что происходило в Тростенце в самые страшные годы истории этого места. Рядом столбы с пока пустующими указателями для туристов. Оборудована автостоянка. Раскопаны остатки некоторых построек концлагеря.

Облагорожена и площадка, где будут установлены «Врата памяти». В эти дни скульптурная композиция миллиметр за миллиметром создается на одном из минских заводов. Константин Костюченко показал мне, как идет процесс.

Пока что в переплетениях арматуры трудно угадать очертания будущих фигур — жертв лагеря смерти. Рядом стоит уменьшенная модель памятника. Скульптор раскрывает символический смысл своего творения, которое было выбрано для воплощения в жизнь из 21 проектов, представленных 4 года назад на конкурс:





— Врата — это символ перехода. Человек, который попадал в Тростенец, мог сюда войти, но выйти, бежать из лагеря удалось немногим. На вратах изображены люди, которым предстояло пройти путь нечеловеческих мук в один конец... Весь этот комплекс будет напоминанием молодым поколениям о страшных вехах войны.

К.Костюченко с группой коллег своими руками вываривают каждую деталь металлической конструкции, на основе которой будет создаваться монумент в мягком материале (в глине). Далее предстоят процессы формовки и литья.

9 Мая 2015 года, в день 70–летия Победы над нацизмом, у «Врат памяти» мы вспомним всех, кто стал жертвой античеловеческой идеологии. Мы впредь будем чтить их мученический подвиг. Создание мемориала продолжится. Над этим работают архитекторы «Минскпроекта» под руководством главного архитектора мемориального комплекса «Тростенец» Анны Аксеновой. Ценные идеи по увековечению жертв геноцида предлагают в мастерской Леонида Левина, которой руководит его дочь — Галина Левина. Об их идеях на будущее мы еще обязательно расскажем.

Досье «СБ»

Константин Костюченко родился в Минске в 1980 году. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, преподает здесь же на кафедрах скульптуры и рисунка. В 2011 году представлял страну скульптурой «Распятие» на Венецианском бьеннале. Костюченко является одним из создателей барельефов для интерьеров Дворца Независимости: в большом банкетном зале на темы народных праздников (в соавторстве с Сергеем Логвиным и Владимиром Пипиным), декоративных ваз для большого зала переговоров. В 2013–м бюст Станислава Монюшко работы молодого скульптора (в соавторстве с архитектором Юрием Градовым) украсил одну из центральных площадей Червеня.

vk@sb.by

Фото автора

Советская Белоруссия №222 (24603). Пятница, 21 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter