Врачи вызывают на скрининг

На Западе людей, преодолевших онкологическое заболевание, врачи с гордостью - ведь это в том числе и их рук дело - награждают определением survivors - "выжившие"...

На Западе людей, преодолевших онкологическое заболевание, врачи с гордостью - ведь это в том числе и их рук дело - награждают определением survivors - "выжившие". Там принято вовремя и регулярно проходить диагностические процедуры, сдавать анализы, потому редко болезнь запускают до крайности. У нас иная "традиция": начинаем ценить здоровье, когда его теряем... Мужчины же и вовсе ходят к доктору втрое реже женщин, только когда уж совсем прижмет. Яркий пример - рак предстательной железы, который в Беларуси вышел на второе место после онкопатологии легких у мужчин, а среди причин смертности уже на третьем месте. Специалисты говорят: факт попросту недопустимый! Раз на сознательность пациентов рассчитывать не приходится, решили запустить пилотный проект по скринингу рака предстательной железы (РПЖ). Продолжится он в течение следующего года в Молодечно, Солигорске и Первомайском районе Минска, охватив около 500 тысяч человек.


Парадоксы цифр


- Скрининг - это активный вызов пациентов в возрасте 50 - 65 лет в медучреждения для обследования на РПЖ. Такой подход поможет спасти жизнь людям, снизить общий показатель смертности от этой патологии, - рассказывает о сути проекта заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н.Н.Александрова доктор медицинских наук Сергей Красный. - Исследование в Швеции показало: после массового скрининга 20 тысяч человек риск летального исхода от "мужского" рака снизился на 44 процента. При этом для предупреждения смерти одного придется обследовать 293 пациента. В Беларуси предположительно это соотношение будет 1:200.


Вообще, статистика не радует. За 10 лет у нас заболеваемость РПЖ увеличилась втрое. Объяснить это только улучшением диагностики никак нельзя, ведь смертность также растет: сегодня из-за такого рака уходят из жизни до 900 мужчин в год. Считается, что РПЖ - удел пожилых людей 65 - 75 лет. Однако когда урологи и онкологи вплотную занялись вопросом, столкнулись с парадоксом: оказалось, у 80-летних пациентов рак простаты в 4-й стадии выявляется в 10 процентах случаев, а у 40 - 45-летних - вчетверо чаще, потому что обращаться к врачам они не приучены. Чтобы изменить эти мрачные цифры, и нужен скрининг. Сначала пациентам из группы риска предлагают определить уровень ПСА (простатспецифического антигена - белка, производимого предстательной железой), взяв анализ крови из вены натощак. Дело в том, что, когда в работе органа есть сбои, уровень антигена растет, что позволяет заподозрить онкологию. В норме ПСА - не больше 4 нг/мл. Но и повышенный, и даже высокий уровень маркера - вовсе не стопроцентное подтверждение опасений. Ведь цифры могут вырасти и в случае аденомы предстательной железы, простатита или даже у здорового человека после езды на велосипеде. Меж тем мужчинам с уровнем ПСА от 5 до 15 нг/мл предлагают пойти дальше - сделать биопсию предстательной железы под контролем УЗИ.


По такому алгоритму в 2008 году в РНПЦ онкологии и медрадиологии Н.Н.Александрова врачи уже обследовали 5 тысяч мужчин. У 340 из них был повышен уровень ПСА, хотя они ощущали себя совершенно здоровыми, ни на что не жаловались. А когда провели биопсию, оказалось, что у более чем трети есть рак, причем у каждого пятого - четвертая стадия.


Работа на опережение


Опухоль простаты растет очень долго, причем на фоне полного благополучия. Если у пациента обнаружен РПЖ на 1-й стадии, значит, расти "взбесившиеся" клетки стали еще лет 10 - 15 назад. От момента старта и до 4-й стадии в среднем проходит 39 лет! Поэтому не всегда мужчине можно доверять своим ощущениям: раз ничего не болит - значит, все в порядке.


А работа специалистов, принимающих участие в скрининге, идет на опережение. С начала года обследовано на уровень ПСА уже около 9 тысяч пациентов. Превышение зафиксировали у 7 процентов, биопсия подтвердила рак у 2,5 процента, причем почти всегда речь шла о 1 - 2-й стадии заболевания. Урологи и онкологи уверены: такое активное медицинское наступление в течение четырех лет позволит втрое уменьшить число запущенных случаев. Конечно, главная цель такой большой работы - спасение жизни. Но нельзя игнорировать и экономические выгоды. По словам Сергея Красного, лечение больного раком предстательной железы в 4-й стадии стоит у нас около 10 тысяч долларов в год. Скрининг же даст экономию 6 миллионов долларов. Причем здесь ведь не учитывается, что эти люди не станут инвалидами, возвратятся к работе и внесут еще свой вклад в экономику.


Интересно, что в Первомайском районе Минска информация о скрининге есть даже на счетах-извещениях об оплате коммунальных услуг. Конечно же, и любой врач-терапевт отправляет своих пациентов на анализ ПСА. Но наиболее действенный вариант, говорят специалисты, - информация от гинекологов, которые рассказывают о диагностике для мужчин своим пациенткам, а те в свою очередь заставляют отправиться на обследование супругов.


И все же медики готовы и к другому повороту. По опыту США известно: до 15 процентов мужчин наотрез и открыто отказываются от всяких обследований. Есть те, кому показана биопсия, но они намеренно избегают ее, очевидно, опасаясь услышать горькую правду. Третья категория - вообще загадка для врачей: когда у этих людей с достоверностью сто процентов подтверждают онкологический диагноз, они категорически отвергают любое лечение, несмотря на активную работу психологов. Речь идет о примерно 1 больном из 100 на начальных стадиях заболевания. А ведь если все сделать вовремя и грамотно, то можно спасти от смерти не десятки, а сотни - точнее, более 700 мужчин в год.


Цифры "СБ"


Ежегодно в США регистрируют около 317 тысяч новых случаев рака предстательной железы. В Европе - более 2,5 миллиона. У нас каждый год почти 3 тысячи мужчин впервые сталкиваются с таким диагнозом. За 20 лет в стране заболеваемость РПЖ выросла в 6 раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter