Врачеватели боли

Одной из старейших минских больниц — 180 лет

Одной из старейших минских больниц — 180 лет


Появление на свет нового, будь то живой организм или архитектурный комплекс, — процесс мучительный. Врачами 3–й минской городской клинической больницы эта формула выведена скрупулезно, на практике. Долголетие ее старинных зданий имеет свою историческую значимость. Но история — в лицах. Лицах тех, кто работал и работает здесь — от санитарки до профессора. В палатах, коридорах и операционных пульс времени слышится особенно отчетливо.


Миг — и слышу детский крик!


Роддом в 3–й клинической больнице хотя и небольшой, но с безупречной репутацией. За год врачи принимают до 2.500 родов. Едва ли не каждый пятый минчанин появился на свет в этих стенах!


...Халат, бахилы, шапочка, маска. Как заправский акушер, вхожу в операционную, где молодой женщине предстоит перенести кесарево сечение (ФОТО). Пациентка в сознании. Местная анестезия позволит ей услышать и увидеть малыша. Еще секунда — и в руках у медсестры мальчуган отчаянно кричит. Его пеленают и показывают маме. Инесса Хоменко устало улыбается:


— Первенец, Артемкой назовем...


Процедура заняла всего 20 минут. Естественные роды длятся обычно 7 — 8 часов. Однако кесарево сечение — не прихоть, а необходимость и назначается строго по акушерским показаниям.


С мамами не расставайтесь


Нередко кесарево делают тем, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем: пиелонефрит, пневмония, ангина, инфекция... И детишки появляются на свет слабенькими — сколько времени пройдет, пока окрепнут, наберутся сил! Первые пару недель младенцам лучше бы и вовсе не разлучаться с мамами. Но тех иногда тоже приходится выхаживать.


— Сейчас, — обращается ко мне Ольга Пересада, доктор медицинских наук, профессор Белорусской медицинской академии последипломного образования, — познакомлю вас с мамой, которая две недели назад родила второго ребенка, причем самостоятельно. А до этого ей делали кесарево сечение. Прекрасно, что коллеги из минской клиники сумели так хорошо провести роды без повторной операции. Но теперь организм не справляется... Какие меры мы ни предпринимали, состояние остается очень тяжелым. Не исключено, предстоит операция.


...На бледном лице самой мамы, опутанной паутиной капельниц, в этот момент читалась тревога. Не за себя, за малыша: что будет с ним, случись непредвиденное? Но четкие, отлаженные действия медицинского персонала вселяли уверенность: ей обязательно помогут. На следующий день я увидела ее вновь. Еще слабая, она слегка улыбнулась. Малыш находился рядом, в специальной палате, под присмотром врача–неонатолога и медсестры.


У героини моего репортажа все сложилось удачно — в будущем она сможет подарить своим детям еще одного братика или сестричку. И только врачи знают, каких трудов, какого эмоционального напряжения это стоило.


— С годами все — и чужую боль, и чужие страдания — воспринимаешь острее, — признается Ольга Анатольевна. — Наш долг — и в самых сложных ситуациях оставить женщинам шанс вновь испытать счастье материнства.


Отделение послеродовых осложнений во многом уникальное. Другого такого в городе нет. Создано оно было в конце 70–х. Сегодня здесь успешно лечат все виды послеродовых осложнений. И передают знания врачам со всех уголков страны — в клинике находится кафедра акушерства и гинекологии Белорусской медицинской академии последипломного образования. Один из ведущих сотрудников кафедры — главный акушер–гинеколог Минздрава Александр Барсуков. Он разработал новые методики и выполняет сложнейшие операции.


Слабый в гору не пойдет


После реконструкции клиника напоминает дом будущего: комфортные палаты, оборудование по последнему слову техники... В кабинете функциональной диагностики проводят холтеровское мониторирование, суточное мониторирование артериального давления. А для оценки функционального состояния и резервов сердечно–сосудистой системы предназначен специальный комплекс «Тредмил». Он имитирует движение в гору. Скорость ползущей ленты под ногами и ее уклон постоянно меняются. К груди пациента присоединяются датчики для записи электрокардиограммы, на руке — манжетка для измерения давления. Так можно проверить реакцию организма на физическую нагрузку. Кстати, направляют на испытание не только больных для диагностики ишемической болезни сердца, но и призывников.


— Давненько я от тренировок отказался, — усмехается пациент Виталий Бобров, переходя на быстрый шаг. — Занимался когда–то легкой атлетикой, пока после пробежек на длинные дистанции в глазах темнеть не стало.


— Но с нагрузкой справляетесь хорошо, — подбадривает его врач Анна Багринцева.


Рентген–аппараты последнего поколения установлены и в кабинете врача–рентгенолога отделения лучевой диагностики и лучевой терапии Владимира Трахтенберга, который работает в больнице более 40 лет. С иронией вспоминает он их «прадедушек», которые далеко не всегда фиксировали патологии.


— Профессор–рентгенолог Тагер сказал однажды, что все ошибки врачей бывают по двум причинам — неведению и невидению! Зато теперь от меня не укроется ни одна деталь, — уверен Владимир Лазаревич. — Правда, чтобы работать на новой технике, пришлось и компьютер освоить, и английский язык учить заново.


Филигранная забота


— Когда я пришла в клинику 1 февраля 1954 года, меня учили: «Дуся, представь, что не ты капаешь капли, а тебе капают», — вспоминает ветеран клиники Евдокия Миранович.


В отделении глазных болезней Дуся Петровна, как ласково зовут ее здесь, около полувека проработала старшей сестрой. Поначалу оказалось очень непросто: «Тут было печное отопление, мы брикетом топили, больных купали». Но самыми сложными она считает две недели после того, как взорвался футлярный цех Минского радиозавода и погибли более 100 человек. Прокурор, следователь и Евдокия Петровна дежурили на опознании, сверяли вместе с родственниками погибших особые приметы. Слезы, обмороки, паника. Тогда ей дали звание заслуженного работника здравоохранения БССР.


...Какие сверхточные аппараты для диагностики и лечения появятся здесь к следующему юбилею клиники, через десяток лет, не знает еще никто. Может, стационары и вовсе исчезнут. Зато без малейшего риска ошибиться смею утверждать: высококвалифицированные специалисты, умеющие сделать любую операцию и окружить больного непоказной заботой, будут работать тут всегда, пока 3–я городская существует. Ведь это давно уже брэнд, которому не нужна реклама.


Справка «СБ»


Имя Героя Советского Союза Евгения Владимировича Клумова больница носит не случайно. Это выдающийся хирург, акушер–гинеколог, профессор медицинского института, память которого чтят сотрудники клиники. Во время войны был участником Минского подполья под псевдонимом Самарин, помогал партизанам и даже выполнял сложные операции, выезжая к ним в лес. Его схватили немцы. От предложенного сотрудничества с оккупантами Евгений Владимирович отказался. Он погиб вместе с женой...


Компетентно


Главврач 3–й городской клинической больницы им. Клумова Владимир КОМАР:


— Тяжелый и трудный путь прошла наша клиника. Больницу на 50 коек, а при ней богадельню на 15 коек основали 30 сентября 1828 года по прямому указанию императора Николая I. Место выбрали на окраине города, точнее, на улице Францисканской, позже переименованной в Губернаторскую. Весь штат — 2 врача, 3 фельдшера да 6 фельдшерских учеников... Сейчас это современная высокоспециализированная клиника, в которую за год обращается около 27 тысяч пациентов. Желающих обследоваться и лечиться гораздо больше. И неспроста. Ведь здесь формировались белорусские научные школы травматологии, хирургии, офтальмологии, акушерства и гинекологии. Клиника является базой и для БГМУ, и для БелМАПО. После реконструкции все изменилось. Коренным образом преобразилась клинико–диагностическая лаборатория. В городском консультативном центре колопроктологии лечат и оперируют больных с патологией толстого кишечника. В городском центре остеомиелитов обеспечивается высокозатратное лечение больных с инфекциями костной ткани. Действует великолепный межрайонный центр фиброгастродуаденоскопии, оснащенный современным оборудованием. Оснащены по последнему слову техники отделения кардиологии и пульмонологии. На базе отделения гастроэнтерологии в перспективе откроется городской гастроэнтерологический центр. Клиника пользуется заслуженным авторитетом среди пациентов и коллег. Потому что главное для нас — спасение жизни человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter