Врача на Дубровку заказывали?

До  места  распределения  в  деревню  доезжают  не  все — убегают  за  границу  или  просто скрываются…

До  места  распределения  в  деревню  доезжают  не  все — убегают  за  границу  или  просто скрываются… 

Что уж говорить, городской и сельский жители болезнь воспринимают по-разному. Заболит у городского – срочно к врачу, а вот деревенская бабушка больше надежд подчас возлагает на народную медицину. Вот и получается, что на селе запущенных болезней больше. В общем, лечить есть кого. Было бы кому. 

Виктория Пашко — выпускница Белорусского государственного медицинского университета. Этот сентябрь она встречала в деревне Дуброва Светлогорского района, куда приехала работать по распределению. От родного дома далеко, студенческих друзей рядом нет, но, что поделаешь, не отдавать же деньги за обучение. А сумма, кстати, внушительная: на подготовку одного специалиста в год государство затрачивает в среднем около 1750 долларов (в медицинских университетах эта цифра больше), умножьте на пять — таких денег у обыкновенного экс-студента нет. 

Деревня Дуброва небольшая, всего пару сотен домов, жители ласково называют ее Дубровкой, молодежи немного, особых развлечений нет. «За время работы моими пациентами были и малыши, и старики из нашей деревни. А вот из соседних деревень (район обслуживания амбулатории) самый молодой житель, который приходил ко мне на прием, 1950 года рождения!» — улыбается молодой терапевт.  Связь с внешним миром Вика держит через Интернет, к которому приходится подключаться через мобильный телефон. 

На зарплату не жалуется, ведь работать приходится много, за добросовестный труд, соответственно, и денег платят больше. «Как сложится в будущем, я не знаю, — говорит Вика, — конечно, хотелось бы закрепиться в городе, но здесь, по крайней мере, можно получить хорошую практику, это отличный старт. Да и работать приятно, ведь врач в деревне — очень уважаемый человек. Идешь по улице, а с тобой все здороваются». Проблема у девушки возникла с жильем, прежде чем привыкнуть к деревенской печке и баньке, Виктория сама искала себе домик. 

Принимая молодого специалиста, местные власти берут на себя обязанность помочь ему, в том числе и с  жильем. Но на практике это не всегда так. 

«Выделение жилья в первую очередь находится в компетенции местных органов управления, — рассказывает Сергей Сычик, начальник Управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Беларуси. — Есть регионы, где молодых специалистов ощутимо поддерживают, где-то им уделяют меньше внимания. Это зависит от управлений здравоохранения на местах, от руководства центральных районных больниц.  Например, в Минской области нашим выпускникам подъемные предоставляются в размере 20 базовых величин. В некоторых районах им предлагаются для жилья домики в агрогородках. Плюс ко всему на местах отдается приоритет строительству льготного жилья. А в соответствии с Указом Президента № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» молодым медикам производят ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда. Одаренным ребятам, стипендиатам Специального фонда Президента, плюс к этим надбавкам повысили  тарифные ставки на 15 процентов. Зарплата молодого специалиста может быть достойной. При взаимном интересе и выпускника, и руководства всегда можно найти неплохой вариант и жилья, и заработной платы, и профессионального роста. Конечно, если молодой врач приезжает и заявляет главному врачу, что, например, не будет дежурить в приемном покое, то какие ему в таком случае доплаты? 

Дефицит медицинских работников с высшим образованием был всегда, кстати, ощущают нехватку медицинских кадров не только районы, но и большие города. Общая потребность — свыше 4 тысяч врачей плюс текущая ежегодная около 2 тысяч. Поэтому трудоустраиваются  сто процентов выпускников-медиков независимо от формы обучения, бюджетной или внебюджетной. «В первую очередь мы удовлетворяем потребности первичного звена, то есть амбулаторно-поликлинической помощи, — продолжает Сергей Иванович. — Это врачебные амбулатории, сельские участковые и центральные районные больницы, а также поликлиники. Сюда мы направили в 2004 году 89 процентов от всех выпускников дневной формы обучения лечебного факультета, в 2005-м – 91, 2006-м — 86, 2007-м – 74 процента врачей-лечебников. Два последних года их количество снизилось в процентом отношении, но у нас увеличился выпуск врачей с 1598 в 2004 году до 1798 в 2007-м. Соответственно, появился резерв для заполнения вакансий узких специалистов.  Их, как правило, мы тоже направляем сначала в амбулаторно-поликлиническое звено».  

Ехать в сельскую местность многим выпускникам не хочется. Поэтому бывает, что до места распределения некоторые не доезжают, отправляются на учебу за границу или просто скрываются в неизвестном направлении. Белорусское законодательство позволяет их находить и в принудительном порядке отправлять на места распределения. «Мы контролируем прибытие на места распределения, — продолжает Сергей Сычик. — В прошлом году не явились на работу 5 человек, в этом году еще меньше. Конечно, есть и объективные, и субъективные причины отсутствия. Но нужно быть честным перед собой и обществом: проучился ты на бюджете — отработай. Многие не понимают, что отработка — это не наказание. Работа  по специальности, за которую платят деньги, — это великое благо, многие люди с опытом не могут найти работу. Я тоже в свое время отработал по распределению и не жалуюсь, это отличный опыт». 

Отток кадров выпускников медуниверситетов после двухлетнего распределения из сельской местности — нормальное явление. Оно и понятно: практически все молодые люди профессионально амбициозны, им хочется поработать по новым методикам, с применением новых технологий, которые в сельской местности не всегда можно опробовать. Кто-то будет поступать в ординатуру и аспирантуру, кто-то останется работать на кафедре в вузе. По статистике, около 5 процентов медиков после отработки распределения уходят из профессии вообще. Цифра небольшая, но ущерб от этого как государственному бюджету, так и здравоохранению какой-никакой наносится. Проблема не в том, что они уезжают, главное, чтобы они остались в отрасли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter