Врач лечит, а Бог исцеляет

Об отношении христианина к жизненным невзгодам и испытаниям, о жизни земной и о вечности поведал читателям иерей Павел Антипенко

Об отношении христианина к жизненным невзгодам и испытаниям, о жизни земной и о вечности поведал читателям иерей Павел Антипенко.

— Отец Павел, одной из печальных примет времени стало появление людей с более высоким уровнем достатка, с одной стороны, и тех, кто беднее, — с другой. Богатство и бедность — два полюса человеческой земной жизни. Как относится к этому православие? 

— И богатство, и бедность могут быть в равной степени опасны для человека, если станут занимать все его помыслы безраздельно, будь то желание разбогатеть любой ценой или крайнее пресыщение своим достатком. Для многих испытание богатством становится еще более тяжким своими последствиями, чем испытание бедностью. Ведь не случайно сказано в Евангелии, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). 

Деньги всегда лишь средство, но не главная ценность и цель жизни. Исключительное значение, которое порой придается деньгам, отрицает подлинные ценности жизни — религиозные, культурные, морально-нравственные, этические. Апостол Павел на заре христианской истории так пишет своему ученику Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогатиться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6: 8–9). 

Богатство способно сделать сердце грубым и жестоким, себялюбивым и неблагодарным. Но и бедность не всегда способствует раскрытию в человеке его лучших качеств… 

— Но хочу заметить, что и бедствующим часто бывает незнакомо чувство сострадания, — напротив, нищета может порождать озлобленность и жестокость, ведь надо выжить любой ценой и часто — за счет других… 

— Для человека лучше всего, когда Господь ведет его по жизни тем путем, о котором сказано в книге Притчей Соломоновых: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8–9). Одновременно своим избранным Господь иногда попускает испытать и глубокую нищету, и высокое богатство, чтобы воздать им за подвиг смирения и терпения, милосердия и благотворительности. 

— Есть испытания, которые не минуют ни богатого, ни бедного, но всех в конечном счете уравнивают, — это болезни, немощи и неотвратимый конец жизненного пути. Страдания, которые постигают нас, порой заставляют усомниться в своих силах, возможностях да просто переживаются очень тяжело. Особенно тогда, когда человек оказывается одинок, нет у него близких, чтобы за ним ухаживать. Как христианское мировоззрение объясняет присутствие болезней в земной жизни человека? 

— Духовное и физическое здоровье взаимосвязаны. И это, к сожалению, люди нередко понимают лишь при смертельной опасности или в конце жизни, когда их одолевают немощи. Мы разрушаем свою духовную и физическую целостность грехом. Согрешая гордостью, гневом, блудом, ложью, ленью, завистью, праздностью, чревоугодием, злобностью нрава, воровством и прочими грехами, мы словно пробиваем бреши в нашем духовном организме и нарушаем духовную целостность своей природы. 

Физическое тело реагирует по-своему на эти разрушения и заболевает зримым физическим образом. Любой грех есть саморазрушение личности, если он не уврачеван покаянием, то есть восстановлением духовной целостности человека. Отсюда и понятие —исцеление души и тела, то есть воссоздание их целостности, неповрежденности. 

— Прекрасно звучит: «Грех, который уврачеван» — то есть отпущен, прощен. Что религия видит в качестве средства, врачующего грех? 

— Покаяние. В Новозаветной истории есть множество примеров того, как Господь Иисус Христос вначале испытывал веру, принимал покаяние и отпускал грехи, и лишь затем исцелял: «По вере твоей будет тебе…» Прародители наши Адам и Ева, согрешив нарушением первого договора или завета между Творцом и его лучшим творением — человеком — о взаимной верности, добровольно познали зло. И они стали смертными. 

Ничто греховное и нечистое не может быть вечным, ибо, разрушая все вокруг себя, оно само стремится к саморазрушению. 

Вот почему в болезнях нам необходимо надеяться не только на помощь докторов, но и трудиться над своим сердцем, очищая его от скверны. Болезнь призывает нас к искреннему покаянию в своих грехах, потому что покаяние означает перемену самого себя. И будем помнить: врач лечит, а Бог исцеляет. 

— Но мы конечны в нашей земной жизни… 

— Да, земная жизнь конечна. Но она дана человеку для того, чтобы он определил свою участь в вечности, которая начинается за гробом. Вечная жизнь невозможна без Бога, но это не все желают признать и потому отрицают и Бога, и жизнь вместе с Ним здесь, на земле, и далее — за пределами смерти. 

— Зависть, злоба, ненависть возвращаются к тому, кто их породил. Наверное, греховна и злая мысль, и злобное намерение, и сдерживаемая до поры до времени ненависть? 

— Совершенно верно. Во время исповеди звучат слова о том, что человек «грешен делом, словом, помышлением». Если черная мысль постоянна, то она как ржавчина разрушает человека изнутри. 

— Кончина человека всегда трагична и таинственна. Не зря говорят, что если помнить о смерти, то будешь меньше грешить… 

 — Смерть всех уравнивает: больших и малых, бедных и богатых, знатных и простых. Все становятся равны перед Судом Божиим, и лишь своими грехами и добродетелями, накопленными за время жизненного пути, разнятся люди за гробом. По-моему, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Ни хитру, ни горазду, ни смыслену Суда Божиего не избыть». Об этом следовало бы помнить. 

— Через девять дней после Пасхи наступает Радуница — день поминовения усопших. Как правильно молиться об усопших? 

— Радуница — это совершенно особый день, когда мы свидетельствуем перед нашим родными и близкими, отшедшими в мир иной, что Христос воскресе! Воистину воскресе! Они об этом уже знают, потому что убедились в Воскресении Христовом, воочию увидев Господа Воскресшего за краем своей земной жизни. А мы, живущие здесь, на земле, приходим в этот день в храмы, подаем записки для церковной молитвы об упокоении их душ, затем едем на кладбища, украшаем могилы, приветствуем их пасхальным приветствием, возжигаем свечи. Мы раздаем посильные подаяния нищим с просьбой — помолиться об упокоении дорогих нам людей. 

г. Узда

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter