После всего произошедшего невольно встал вопрос, почему случилась эта врачебная ошибка. Ведь уровень квалификации белорусского доктора не вызывает никаких сомнений. Аппарат, на котором производилось исследование, также был современным, принадлежал к числу приборов экспертного класса. Но выяснилась маленькая и вместе с тем немаловажная деталь. Ультразвуковое обследование моего друга доктор проводил уже в конце рабочего дня, посмотрев за смену 24 человека. Лично у меня причина ситуации не вызывает сомнений: усталость опытного специалиста. Те многочисленные световые блики, которые явно устал отражать его глаз в злополучный день, привели к серьезной диагностической ошибке. Ведь человеческий глаз — не робот.
К большому сожалению, такое случается. Кто–то потом кричит и негодует, требуя наказать доктора. Кто–то пытается разобраться, взвешенно оценивая позиции сторон. Кто–то рассказывает бесконечные «страшилки». На практике же это привело к тому, что нам часто рекомендуют повторно сделать необходимое исследование в другом лечебном учреждении у иного, не менее опытного специалиста. Иногда и этим диагностический процесс не обходится. В результате расходуются драгоценное время профессионала, материальные ресурсы, затрудняется доступ к нему для других, возможно, более страждущих пациентов. О моральных издержках и говорить не приходится. Думаю, меня поймет тот, кто хотя бы раз испытал ползучее чувство страха, попав в лабиринт мучающих и днем и ночью сомнений, которые затмевают всю радость жизни...
Мы сегодня часто не хотим понять, что такое перегрузка в работе доктора любой специальности. Хочу быть правильно понятым: я против врачебных ошибок. Хотя в своей профессиональной карьере сам их не избежал. Наверное, это сделать вообще невозможно. Но, уважаемые пациенты, ошибки никак нельзя путать с профессиональной халатностью! Врач не то что не хотел — не смог помочь. Все мы люди. Тем не менее в обществе, по моим наблюдениям, растет число резко негативно настроенных к медикам. Причин этому несколько. Мы стали более нетерпимыми друг к другу. Влияют средства массовой информации, со смаком рассказывающие о «негодяях в белых халатах». И в это же время мы забываем сказать доброе слово честному труженику–доктору, коих вокруг нас большинство. Наверное, мы просто стали хуже понимать друг друга.
Что предлагаю сделать чисто профессионально? Врачебную нагрузку можно и нужно регулировать. Одно дело дополнительные четверть ставки в работе участкового терапевта. Совсем другое — перегрузка оперирующего хирурга. В каждом случае к ситуации нужно подходить индивидуально. Здесь должна сказать свое слово и администрация лечебного учреждения. И не только государственного. Я сам был свидетелем случая, когда в одной известной клинике, где в хорошем смысле дело поставлено на поток, потому что возрастных пациентов много, оперирующему офтальмологу вдруг стало плохо в коридоре. Выяснилось, что каждый день молодая женщина испытывает немалые перегрузки, оперируя значительно большее количество больных, чем предусмотрено нормативами. Все банально просто — отказать больным людям она, как и многие ее коллеги, не может. По причине врачебной этики и потому, что администрация очень просит. Это, думаю, характерно для Минска, куда едут из регионов и где порой наблюдается хаотичный поток пациентов. И его тоже нужно регулировать. Допустим, через интернет. Уставший врач — это для всех нездорово.
vkt09@mail.ru