VR и детская безопасность. Как в обычной минской школе внедряют новые технологии в обучение

В обычной минской школе развернулся целый городок дорожной безопасности — с музеем, классом виртуальной реальности, семейной академией, автогородком и учебным кабинетом. Корреспонденты "СБ" побывали в необычном населенном пункте.

В Минске на базе средней школы № 217 развернулся настоящий городок дорожной безопасности. Официально он называется Городской ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, но среди взрослых и детей более известен как Город дорог. Руководитель ресурсного центра Ольга Ласюк описывает его так: "В нашем городе дорог дружно и увлеченно живут дети и взрослые, объединенные одной идеей: "Знать точно! Действовать правильно! Жить безопасно!" 

"Здесь у нас проводятся занятия. Желающих посетить класс  очень много, поэтому существует график посещения", — ведущий специалист агитации и пропаганды ОГАИ Фрунзенского района Минска Елена Киселева лично участвовала в создании проекта. Его руководителем является директор СШ № 217 Елена Анатольевна Подлубная, поэтому все детали знает досконально. Мы заходим в яркий класс, который совсем скоро превратится в класс будущего. "Здесь планируется обустроить интерактивную комнату. Ребенок, надев очки, сможет в виртуальном мире, выбрав маршрут, пройти, например, из дома в школу. Кроме этого, будет возможность выполнить задания на разрешение дорожных ситуаций, а также  побыть не только пешеходом, но и водителем", — рассказывает ведущий специалист. А пока в классе проходят занятия в реальном мире. Здесь самым маленьким рассказывают и объясняют, как правильно вести себя на дороге, чтобы не случилось беды. В помощь обучающим — яркие подушки-знаки, которые сделали сами школьники, детские рисунки и многое другое.

Открываем следующий класс — помещение, которому могли бы позавидовать многие автошколы. На стенах — подробные руководства не только для тех, кто хочет научиться безопасному нахождению на дорогах, но и для тех, кто планирует вскоре сам получить права. Здесь занимаются школьники не только СШ № 217, но и всего Фрунзенского района. У них также есть прекрасная возможность увидеть и разобраться с тем, что же находится в авто под капотом — прямо в классе установлена половина старого советского автомобиля. Очень наглядно! "Здесь преподает методист из "Эврики" — центра творчества молодежи Фрунзенского района, — рассказывает Елена Киселева. — Занятия проводятся для детей различного возраста. А по вечерам это помещение использует ДОСААФ, обучая курсантов нюансам ПДД". 

Изюминкой Города дорог по праву можно назвать музей. Кстати, он включен в государственный музейный реестр. Занятия здесь проводят школьники. "Прием от равного к равному дает очень хороший результат, — рассказывает ведущий специалист, — поэтому у каждого школьника есть свой стенд, о котором он и рассказывает своим ровесникам". А рассказать в музее есть о чем. Здесь и дорожные знаки, какими они были раньше, и коллекция фликеров, в том числе поддельных, азбука ПДД советского периода, видеофильмы о правилах поведения на дорогах, старые документы. Отдельный стенд посвящен сотрудникам ГАИ: шляпа, жезлы, форма инспектора ГАИ, радиостанции — все можно рассмотреть в мельчайших деталях. Особый интерес у посетителей вызывает мотоцикл ИЖ, отреставрированный лично одним из учителей школы. А на манекене-байкере надет еще один раритет — байкерская куртка, которую музею подарил байкерский клуб Фрунзенского района. На куртке — нашивки, каждая из которых привезена из той страны, где побывали члены клуба.   

Начальник Фрунзенского ОГАИ Андрей Шуканов говорит, что есть еще много всего, что можно было бы показать и рассказать детям, поэтому коллекция музея будет обязательно пополняться: "Ведь когда дети могут потрогать и пощупать, это запоминается еще лучше". А еще лучше запоминается пример взрослых. К сожалению, констатирует начальник отдела ГАИ, многие взрослые показывают детям примеры неправильного поведения на дороге — перебегают проезжую часть в неположенном месте, переходят на запрещающий сигнал светофора. "В отсутствие взрослых ребенок, скорее всего, повторит эти действия. Ведь дети, находясь на дороге, порой забывают, что они находятся на проезжей части. И, как правило, большинство наездов у нас — это наезды на школьников в возрасте от 14 до 18 лет. В этот период они уже имеют право самостоятельно выходить на дорогу, сами становятся участниками дорожного движения. И автоматически повторяют ошибки взрослых", — уверен Шуканов. Елена Киселева добавляет, что в этом вопросе свою роль также может сыграть возраст — для подростка переход  в неположенном месте — это своеобразный бунт, деструктивное поведение. Которое также может закончиться трагедией. Отдельный вопрос — безопасность детей во дворах. "Как правило, обучать ребенка дорожной безопасности начинают от проезжей части. Но это неправильно, рассказывать и объяснять нужно, начиная с выхода из подъезда", — говорит Елена Киселева. Она привела в пример случай, который недавно произошел во Фрунзенском районе: пока мама сидела в припаркованной машине, ребенка выскочил из авто и попал под другую машину. Нередки случаи, когда из-за неправильно припаркованных транспортных средств водители, которые едут по двору, просто не видят детей ростом ниже, чем транспорт. "Есть способ избежать трагедии в таких случаях. Ребенку перед тем, как выйти на дорогу, нужно обозначить себя — поднять руку вверх. Это позволит водителю заметить его",  — рассказывает ведущий специалист.

Кстати, в СШ № 217 уже четыре года существует первый открытый в Беларуси автогородок для учащихся. Его территория — уменьшенная копия микрорайона Сухарево. Светофоры, дорожные знаки, разметка, велосипеды и машинки, остановки и магазины — все как на самом деле, только намного меньше.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter