В телефильме СТВ «СДЕЛАНО!» — транспортная инфраструктура Беларуси

Вплетенные в транспортную сеть

Дороги, железнодорожные магистрали, воздушные маршруты превратились в перспективный инвестиционный путь страны

Более 86 тысяч километров. Именно такая протяженность автодорог составляет транспортный комплекс страны, один из самых плотных в СНГ. А еще 13 магистралей, два трансъевропейских коридора и десятилетие упорного труда. Скорость и надежность на земле и в небе. Железное качество стальных магистралей. И комфорт даже в самой долгой дороге. Эти составляющие транспортной инфраструктуры — на особом контроле Президента. Что выполнено и что еще предстоит построить? Об этом — в очередном фильме телепроекта «СДЕЛАНО!», который вышел в эфире телеканала СТВ.

Железобетонное поручение

Строить вторую Минскую кольцевую автомобильную дорогу начали в 2010 году. Причины для ее появления на автодорожной карте существенны: пристоличная МКАД задыхалась от чрезмерного машинопотока. А вот экономические плюсы проекта перекрывали затраты. Главный козырь новостройки — покрытие. Вместо асфальта — бетон. На таком подходе в дорожном строительстве настаивал Президент. Почему бы по максимуму не использовать возможности своих модернизированных цементных заводов?

— Поэтому приняли решение: бетонным дорогам у нас быть. И десять процентов производимого в стране цемента должно идти на строительство. Не только дорог, но и подъездов, площадок и другого, — это железобетонное поручение давал Президент Правительству в 2015 году во время совещания по финансированию дорожного хозяйства страны.

160 километров бетонной трассы, 4 полосы, 11 двухуровневых развязок и пропускная способность 20 тысяч автомобилей в сутки. Неплохое дополнение к тому, что эксплуатировать «бетонку» можно вдвое дольше асфальтных магистралей. Второе кольцо влилось в транспортный поток страны в декабре 2016 года. Отличная оценка, на которую белорусские дорожники сдали экзамен, уже подтверждается. Речь о транзитной загруженности трассы. По словам министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко, наблюдается устойчивый рост интенсивности движения по МКАД-2. Кроме большегрузов, удобство МКАД сразу приметили жители Минщины: новая магистраль ежедневно экономит время водителей. 

Такую же цель преследуют дорожники и на участке трассы Р-53 от Слободы до Смолевичей. Интенсивность движения здесь более 17 тысяч автомобилей в сутки. При этом всего две полосы и скоростное ограничение до 70 километров в час. Как видно, реконструкция была неизбежна.

К слову, движение на время ремонта дороги не закрывали. И на глазах у водителей параллельно старому все дальше простирается новое полотно. Трасса расширится до четырехполоски на 13 километрах. Старый асфальт заменят на цементобетонное покрытие — технология, обкатанная на МКАД-2. 

Местное известное

Комплименты нашим дорогам неизменно звучат от иностранных гостей. К комфортной езде привыкли и сами белорусы. Потому внимание важно уделять и местным маршрутам. Привести в порядок пути по всей стране вплоть до деревенских — такую задачу не раз ставил Президент. На совещании по развитию местных автомобильных дорог в 2017 году Глава государства напомнил об этом указании:

— В Беларуси достаточно технологий для качественного ремонта дорог. Четыре года на то, чтобы не просто изыскать какие-то средства, а чтобы четко определиться и привести в нормальное состояние дороги.

Отремонтировать параллельно с республиканскими трассами предстояло около семи тысяч километров местных путей. Только в Минской области из запланированных двух тысяч километров раньше срока сдали 85 процентов. А столицу с областными центрами за это время связали четырехполосные магистрали первой категории. Завершить модернизацию осталось лишь на витебском направлении. По словам генерального директора РУП «Минскавтодор-Центр» Василия Гледко, самая масштабная реконструкция произошла на трассе Минск — Гродно — части трансъевропейского транзитного коридора:

— Мы соединили два областных центра, построили около 160 километров нового полотна. В итоге повысился не только уровень комфорта, но и скорость пассажиро- и грузоперевозок. Это положительно влияет на экономику нашей страны, на ее транзитную привлекательность. 

Время наводить мосты

Чтобы транспортная инфраструктура заиграла новыми красками, обновления требовали многие путепроводы. Они попросту устарели и не выдерживали новых технологических нагрузок. Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко отмечает:

— Мосты нужно реконструировать, переделывать, перестраивать. Поэтому приняли соответствующую программу на ближайшую перспективу: исследовать и определить объекты для модернизации. У нас 12 крупных мостов. В прошлом году и в этом уже построили и ввели в эксплуатацию пять объектов. 

По Полоцкому путепроводу в Витебске пустили трамваи и возобновили движение автомобилей. Два года назад конструкцию признали аварийной. За 20 месяцев строители преобразили развязку до неузнаваемости. Мост стал выше на полтора метра и расширил возможности для железнодорожного движения. Подобный пример транспортного симбиоза не редкость для Беларуси. Железная дорога простирается на более чем 5 тысяч километров по всей стране. 

На рельсы комфорта

«Подзарядкой» для БЖД стало возобновление электрификации. Процесс начался еще полвека назад, но после будто застыл на несколько десятилетий.

Использовать в полной мере экологичность и экономичность электричества в 2013 году поручил Глава государства. Это стало руководством к действию. В программу электрификации вошли 7 стратегически важных дистанций. Сегодня ток для движения электропоездов подается на четверти всей протяженности железной дороги. 

А в путешествии по рельсам на первое место вышел комфорт. При этом удалось соблюсти важный баланс «цена — качество». Мягкие кресла, бесшумная дорога, вайфай. Это лишь малая часть того, чем оборудованы современные электропоезда. Акцент на комфорт пассажиров в 2011 году сделал Президент. Проехав на новом электропоезде городских линий до станции Ждановичи, Глава государства резюмировал:

— Ничего не шелохнется, легко набирает скорость. На всех железнодорожных выездных магистралях мы планируем лет через пять иметь такие городские электрички. То есть использовать разветвленную железнодорожную сеть, чтобы по ней пустить городской транспорт.

И это было сделано. Более того, электросоставы нового поколения сегодня курсируют на межрегиональных маршрутах. К примеру, всего за 3 часа из столицы можно запросто добраться до Бреста. 

фото юрия мозолевского.

Cтыковочный узел

Минск — это еще и удобный стыковочный узел для транзита воздушного. Чтобы соответствовать такому статусу, нашим специалистам потребовалось реализовать уникальный проект — строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту, которую в прошлом году открыл Глава государства. Полоса готова принимать любые типы самолетов даже в самых сложных метеоусловиях. Давать взлет и посадку здесь можно хоть каждую минуту, как в самых загруженных аэропортах. В планах — обновление терминала и реконструкция первой полосы, как следствие — увеличение пассажиропотока вдвое, то есть до десяти миллионов. 

Наработанный опыт позволил взяться за еще одну масштабную стройку. Уже готова и ждет сертификации после реконструкции взлетно-посадочная полоса в поселке Болбасово под Оршей. Рядом знаменитый авиаремонтный завод и новый мультимодальный логистический комплекс. Когда все заработает в связке, весь регион ждут улетные перспективы.

Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский отмечает:

— Те средства, которые были сэкономлены при строительстве второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта, направили на реконструкцию в Орше. Аэропорт близок к границе Российской Федерации, поэтому есть интерес со стороны иностранных пользователей как осуществлять полеты, так и хранить авиационную технику на аэродроме. 

Болбасово предстоит стать важнейшим провайдером логистических услуг. Это особая экономическая зона с беспрецедентными льготами для резидентов. Логистический комплекс — не просто 200 тысяч квадратных метров складов. В перспективе здесь создадут цветочный, фармацевтический, маркировочный хабы и крупнейшую площадку для электронной торговли. В Беларуси уже работают 60 логистических центров, и потенциал далеко не исчерпан. Это еще одна возможность притянуть к нам больше транзитных потоков с максимальной выгодой и превратить метафору «все дороги ведут в Беларусь» в стратегию.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter