Нико Росберг стал чемпионом Формулы-1 2016 года на Гран-при Абу-Даби

Впервые в истории

Такого еще не было в истории Формулы-1, чтобы гонщик, выигравший в течение сезона 10 Гран-при, в общем зачете стал лишь вторым
Такого еще не было в истории Формулы-1, чтобы гонщик, выигравший в течение сезона 10 Гран-при, в общем зачете стал лишь вторым. Льюис Хэмилтон стал обладателем этого "грустного" рекорда. Но если бы этого не случилось, то был бы налицо еще более уникальный рекорд: гонщик, выигравший в карьере 23 Гран-при, так ни разу и не стал чемпионом. Именно финальная гонка в Абу-Даби, в которой Нико Росберг финишировал вторым, принесла немецкому пилоту его первый чемпионский титул и "вычеркнула" его из списка не самых престижных рекордсменов.


В этом и состоит уникальность нынешнего сезона, прошедшего куда более интересно, чем два предыдущих. Бесспорное доминирование команды "Мерседес", построившей самый мощный болид при переходе на гибридные "малолитражные" моторы, безусловно, отрицательно повлияло на зрелищность гонок последних трех лет. Тем более, что под знаменами немецкой "конюшни" выступали два сильных и опытных гонщика, которые и разыграли в конечном итоге титул в своей внутрикомандной дуэли. Но именно противостояние Нико и Льюиса в конечном итоге предопределило интригу чемпионата, державшую в напряжении мир Формулы-1 вплоть до последних секунд заключительного Гран-при, который в прошлое воскресенье ослепительным фейерверком на автодроме Яс-Марина завершил чемпионат.

Престижно, но не всегда интересно


Сразу признаюсь, что если бы мне лично пришлось выбирать номинацию на лучший автодром для финального Гран-при сезона, то Абу-Даби значился бы в списке среди последних кандидатов. Куда интереснее происходили события, например, на завершающих сезон гонках в Бразилии. Даже мексиканский или североамериканский автодромы были бы намного более подходящими для финальной гонки, чем Яс-Марина.

Несмотря на всю фешенебельность автодрома в Абу-Даби, суперсовременные постройки и огромные вложенные в его строительство деньги, Гран-при здесь редко когда был захватывающим. И причина в этом одна - сама трасса, сделанная по типу городской, не позволяющая обгонять при первой же возможности. Не помогает этому даже система подвижного крыла ДРС, призванная улучшить зрелищность гонок. Особенно, если речь идет о лидерстве двух пилотов одной команды, за несколько месяцев до этого дня оформившей победу в Кубке конструкторов.

Остается уповать лишь на появление сэйфети-кара, поскольку даже осадками в это время года Арабские Эмираты похвастать обычно не могут. Но и машина безопасности - не частый гость на автодроме Яс-Марина. Слишком сложных поворотов здесь нет, а если пилоты даже ошибаются, то широкие заасфальтированные зоны безопасности позволяют почти всегда возвращаться в гонку без риска завязнуть в гравийных ловушках.

Для победы в чемпионате Льюису Хэмилтону нужно было побеждать, но при этом его основному конкуренту надо было быть не выше 4-го места.

А Нико Росбергу для достижения такой же цели достаточно было финишировать вторым или даже третьим. Поэтому, когда после старта с первого ряда оба пилота "Мерседес" ушли беспрепятственно на трассу, преодолев без инцидентов первый и последующий повороты, то подумалось, что мы станем свидетелями очередной пресной гонки под предводительством немецких болидов.

К счастью, ситуация сложилась несколько иной. И все это благодаря стараниям Льюиса.


Спасибо, Льюис, за спектакль


Да, у британского чемпиона был выбор, как провести эту гонку. Либо оторваться далеко вперед, доказать всем, что ты - самый быстрый, но только немножко неудачливый гонщик, на голову которого свалились практически все технические проблемы команды "Мерседес" в этом году.  Либо не отрываться далеко, а, продолжая лидировать в гонке, "притормозить" чуточку своего преследователя и главного конкурента, чтобы ему навязали свою борьбу болиды второго эшелона. В первом случае у Льюиса практически не было шансов стать чемпионом, поскольку стартовые коллизии не коснулись его напарника. Нико Росберг спокойно пилотировал позади своего "ведущего", обеспечивая себе безболезненно "второе место", гарантирующее титул.

А вот во втором случае у Льюиса появлялся шанс, что навязанная Росбергу вынужденная борьба на трассе с пилотами "Феррари" и "Ред Булл" либо выведет "Мерседес" Нико из гонки, либо лидера чемпионата "отодвинут" на 4-е место. А это фактически обеспечивало Хэмилтону 4-й чемпионский титул.

Вполне понятно, что Льюис выбрал для себя второй вариант. И как бы потом ни говорили его оппоненты, пытаясь обвинить в "нечестности" или "грязной игре", по моему глубокому убеждению, британец выиграл больше, чем проиграл от своей тактики. И главное, что он подарил зрителям такую интригу, о которой при нынешнем доминировании "Мерседес" практически во всех гонках никто не мог даже и мечтать.

Именно такая тактика Льюиса вынудила Росберга провести один из его самых красивых и, главное, важных обгонов. Учитывая "хулиганскую репутацию" Макса Ферстаппена, маневр, который совершил Нико, и его борьба с молодым голландцем заслуживали похвалы. Отдадим должное и самому дебютанту команды "Ред Булл". Многократное промывание ему мозгов как со стороны журналистов, стюардов, так и руководства команды возымело свое действие, и по отношению к Росбергу Макс был  на этот раз весьма корректен. Понятно, что тактика с одним пит-стопом не давала Ферстаппену возможности сильно напрягать шины при защите своей позиции, иначе бы он просто не добрался до финиша. Так же без грубостей потом Макс пропустил вперед еще и Себастьяна Феттеля, который, собственно говоря, и стал главной угрозой для Росберга и его будущего титула на последних кругах.

Так что, впору всем заинтересованным в зрелищности Формулы-1 лицам сказать Льюису Хэмилтону БОЛЬШОЕ СПАСИБО за тот спектакль и ту интригу, которые стали возможными лишь благодаря выбранной британцем тактике сдерживания своих преследователей.  До последних секунд гонки казалось, что все еще может измениться в боевых порядках первой "четверки".

Но на самом деле почему-то тактика Льюиса вызвала не то что недопонимание, а даже противодействие со стороны командного мостика "Мерседес". И это при том, что официально Тотто Вольф заявил перед гонкой, что он разрешает своим гонщикам на трассе выяснять, кому быть чемпионом. Более того, предпочтение в выборе стратегии на гонку отдавалось тому, кто захватит лидерство на первом круге. Похоже, что руководство немецкой команды все же надеялось, что полоса удачных стартов Льюиса закончится и Росбергу удастся возглавить гонку.  И поскольку сход обеих машин был только на руку Нико, то Льюис вряд ли бы решился на жесткие атаки напарника. Но вышло как вышло. Хэмилтон уверенно отстоял свою поул-позишн, и далее именно он диктовал весь темп гонки.

И когда возникла опасность, что Росберга могут обойти Ферстаппен или Феттель, или еще хуже - оба эти пилота, руководство "Мерседес" не на шутку забеспокоилось. Сам Тотто Вольф не стал вступать в полемику с Льюисом. Как он объяснил потом журналистам, он в свое время отказался иметь кнопку переговоров с пилотами, чтобы не наговорить им чего лишнего в порыве гоночной страсти. И не стал изменять своему принципу в этот раз. В переговоры с Льюисом вступил Пэдди Лоу, которого вряд ли можно было бы отнести к числу основных руководителей "Мерседес", отвечающих за принятие кардинальных решений. Эдакий жест дипломатии в трудную минуту. Пэдди попросил Льюиса увеличить темп, чтобы не проиграть гонку. На что британский чемпион ответил вполне однозначно: мол, я лидирую в гонке и мне решать, в каком темпе ехать, только лишь победы будет недостаточно для титула.

Это было воспринято как отказ подчиниться командному приказу, хотя о правомочности такого приказа можно было бы долго спорить. Где же обещанная свобода гонщикам самим определять на трассе, кому стать чемпионом? К чему это лицемерие и двойные стандарты? Сказали бы прямо: "Льюис, мы в этом сезоне больше симпатизируем Нико, чем тебе. Не мешай ему стать чемпионом".


Нико, держи себя в руках!


Если вообще постараться взглянуть на этот инцидент с объективной стороны, то Льюис позволял своими действиями Нико доказать свой талант. Если перед тобой гонщик не удаляется, а напротив, тормозит, то попробуй его обогнать. Или хотя бы предприми попытку сделать это. Но вместо атаки на напарника Нико был увлечен лишь защитой своей позиции перед "наезжающим ему на пятки" Феттелем. Как Росберг сам потом пытался объяснить, Льюис настолько мастерски "оттормаживал" своих преследователей, что у них не было шанса при этом атаковать его.  

Не могу согласиться в этой оценке с Нико, поскольку две существующие на автодроме Яс-Марина зоны ДРС при равных машинах вполне могли позволить Росбергу атаковать лидера гонки. Тем более, что несколько раз дистанция между пилотами "Мерседес" на контрольной отметке была меньше одной секунды.

Но Нико вместо попытки принять вызов Льюиса предпочел привлечь на свою сторону командный штаб: "Предлагаю разрешить нам с Льюисом поменяться позициями. И если под конец гонки он все еще будет ехать вторым, я его пропущу вперед".

Понятно, что таким витиеватым способом Нико просто просил команду приказать Льюису его пропустить вперед. И это выглядел как крик о помощи паникующего кандидата в чемпионы. Услышав этот фрагмент переговоров команды "Мерседес" со своим пилотом, хотелось сказать Росбергу: "Нико, не надо паники, возьми себя в руки и атакуй, как ты умеешь это делать". Ведь были же в карьере немецкого гонщика хорошие обгоны, в том числе и своего напарника. Так почему бы и здесь не принять вызов и не попытаться вступить в борьбу? Но скорее всего прессинг, который Нико испытывал на себе в этот день, не позволял ему рассчитывать на хладнокровный маневр со своей стороны. Слишком уж многое стояло на кону, так близко к своему первому титулу Росберг еще никогда не был. И потерять этот шанс он не мог. Вот и просил команду помочь. Раз просил, значит наверняка чувствовал симпатию и поддержку, которую руководство могло ему оказать. Мол, у Льюиса и так есть уже 3 титула, пусть один достанется и Нико.  


Лукавство Феттеля


Если проанализировать психологическое состояние Себастьяна Феттеля в конце гонки, когда он на свежих мягких покрышках вплотную приблизился к Росбергу и готов был провести атаку, то вырисовывается интересная ситуация. Чего мог бы добиться 4-кратный чемпион, если бы его атака на Росберга ему удалась? Ну, поменял бы он свою гарантированную 3-ю ступеньку на подиуме на 2-ю. Насколько это повысило бы его рейтинг или принесло бы удовлетворение? Собственная задача обойти в общем зачете Макса Ферстаппена уже была решена, а что-то большее этот результат уже ничего не значил.

А вот если бы атаку на Росберга он успешно провел, да еще и Максу удалось бы пройти Нико так же успешно (или они столкнулись бы и выбили Нико вообще из борьбы), то таким образом Льюис Хэмилтон стал бы обладателем 4-го чемпионского титула. И тогда Себастьян перестал бы быть самым именитым гонщиком нынешнего поколения. Ведь только он из всех действующих пилотов четырежды становился чемпионом. А это стоит немало как в плане престижности, так и в определении гонораров, если уж на то пошло.

И вполне закономерно, что собственные здоровые амбиции помешали Феттелю принять решение в пользу обгона Росберга. Проще (и, разумеется, выгоднее для собственного имиджа) Себастьяну было затем признаться, что шины не позволяли ему провести обгон, чем самому "приложить руки" к рождению еще одного именитого конкурента. Что, собственно говоря, Феттель и сделал. Так что видимость борьбы между Себастьяном и Росбергом мы, как зрители, получили в полном объеме, а вот самой атаки ждать было напрасно. Наверняка лукавил Феттель, объясняя невозможность обгона своего соотечественника. Просто он решил воспользоваться шансом и под благовидным предлогом "не помогать" Льюису сравнять свою именитость с его собственной. 


Как журналисты "жарят уток"


Завершение сезона Формулы-1 предполагает и значительное снижение потока информационных поводов для журналистов, пишущих об этом элитном чемпионате автоспорта. И чтобы как-то подогреть логично остывающий интерес публики к этой теме, мастера пера не брезгуют и весьма сомнительными приемами. Ладно еще можно пообсуждать правомочность и честность борьбы Льюиса Хэмилтона в последней гонке. Но гонка - позади, чемпионат закончен, и тема быстро затухнет, равно как и интерес к ней. А вот следующая "утка", которая может еще подпитывать некоторое время ажиотаж, была ушлыми журналистами приготовлена "с долгосрочным соусом". Речь идет об информации, что, мол, Льюису Хэмилтону грозит увольнение из "Мерседес" за то, что он ослушался приказа из боксов. И поставил под риск саму возможность победы на завершающем сезон Гран-при.

И уже даже по реакции моих друзей, внимательно интересующихся Формулой-1 и постоянно читающих наши репортажи о гонках, можно судить, что рецепт приготовления этой очередной "утки" оказался вполне съедобным. Люди действительно поверили в то, что Льюис может уйти перед началом сезона из "Мерседес". Точнее сказать, Тотто Вольф разорвет с ним контракт, сославшись на один из пунктов, предусматривающий подчинение гонщиков приказам руководства.

Спешу успокоить поверивших этой дезинформации: никто не будет разрывать контракта с Льюисом, и сам Льюис никуда из "Мерседес" не уйдет. По крайней мере, если это когда-нибудь и произойдет, то не сейчас и не по этой причине.

Фото REUTERS
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter