Впервые бюджет Союзного государства принят до начала финансового года

Нынешнее заседание Высшего государственного Совета рядовым назвать никак нельзя. И прежде всего потому, что в зеркале прессы отразилось много событий, которые сейчас оживленно комментируются...
Нынешнее заседание Высшего государственного Совета рядовым назвать никак нельзя. И прежде всего потому, что в зеркале прессы отразилось много событий, которые сейчас оживленно комментируются. Основные среди них — сложные и длительные переговоры между Минском и Москвой по ценовой политике «Газпрома», а также обсуждение ситуации, связанной с пошлинами на вывоз нефти.

Во вчерашнем номере «СБ» мы довольно подробно обсуждали эту тему. К сожалению, некоторые СМИ вместо серьезного анализа предпочли паническую тональность, где самым мягким словом было «коллапс». В действительности, конечно, все обстоит по–иному. Вполне естественно, что Россия целенаправленно и системно переходит во внешней политике и внешней торговле на прагматические рельсы. Это не новость, не сенсация — вполне естественное желание Москвы ставить во главу угла национальные интересы не требует каких–то особых аргументов. Единственно, торговые и политические партнеры России вправе ожидать реальных обоснований — почему цена на тот или иной товар вдруг повышается, условно говоря, в десять раз? Почему не в 5 раз или, скажем, не в 35? Ведь законы рынка — отнюдь не плод желаний, а результат многих, прежде всего экономических, составляющих. Исходя из этого, более серьезные аналитики, нежели те, кто даже в ясный полдень думает лишь о зонтике, рассматривают ситуацию, сложившуюся в сфере российско–белорусских переговоров, как процесс, в котором обе стороны должны исходить из стратегических, а не сиюминутных задач. Такой подход, безусловно, сложен, требует не универсализма, а учета целого ряда особенностей, делающих отношения между Россией и Беларусью неповторимыми и уникальными. Во всяком случае, в белорусской прессе об этом говорится достаточно честно и ясно. Наши коллеги, в который раз приходится упоминать газету «КоммерсантЪ», характеризуя обстановку, делают такие выводы, что становится ясно — идет прямое «идеологическое сопровождение» одного из участников переговорного процесса, а именно «Газпрома». Подчеркну, не России, а «Газпрома». А это все же — понятие не целиком адекватное...

...Надо ли говорить, с каким нетерпением наш журналистский десант прибыл в Кремль, где за седыми башнями и зубчатыми стенами проходило заседание ВГС. Москва встретила необычайной для этой декабрьской поры теплотой, огромными пробками на Тверской, яркими бигбордами, которые сегодня рекламируют всё — от гамбургеров до солнечных курортов Египта. На улицах очень оживленно, как всегда, москвичи куда–то спешат и озабочены. Это, пожалуй, главная примета нынешнего декабря, хотя такой Москва бывает во все времена года.

...Охрана Большого Кремлевского дворца, где проходило заседание ВГС, была чуть строже обычного. Мобильные телефоны настойчиво попросили сдать еще на входе в здание. В принципе, для журналистов требование временно избавляться от телефонов перед залами, где проходят мероприятия высшего уровня, не в диковинку. Но терять связь на все время заседания не приходилось еще ни разу. Слегка запаниковали репортеры информагентств. Они должны передавать на ленты информацию «с колес», иначе новость перестает быть новостью. Особенно в ситуации, когда мобильники московских журналистов мелодично позванивали прямо в Зеленой гостиной, где проходила встреча президентов. Вероятно, у них были какие–то особые аппараты, вид и звук которых службу безопасности не тревожит. Впрочем, и наши не лыком шиты — выкрутились. Как — не скажу. Всем еще работать...

В остальном охрана была предупредительна и вежлива. Но в фойе, где мы ожидали начала мероприятия, я все же на всякий случай поинтересовался у человека в штатском с армейской выправкой, можно ли включить ноутбук в розетку. Случайный собеседник внимательно на меня посмотрел, будто что–то вспоминая, и неожиданно согласился. Неожиданно потому, что пару лет назад мне и фотокору БЕЛТА в этом же помещении пользоваться розетками категорически запрещали. Объяснили просто: во время официальных мероприятий задействованы все электрические приборы, и нештатные потребители энергии могут спровоцировать нежелательные последствия. Но к нынешнему заседанию ВГС проводку в Кремле, видимо, обновили. Или штатных потребителей стало меньше. По крайней мере, мой ноутбук вреда никому не причинил...

Почетные караульные в гусарских киверах браво щелкнули каблуками и распахнули высокие зеркальные двери, пропуская президентов в Зеленую гостиную с двух сторон. Александр Лукашенко и Владимир Путин прошли навстречу друг другу, улыбаясь, пожали руки и начали беседу.

— Очень рад, что у нас регулярный контакт... Прямой, — поприветствовал коллегу Владимир Путин. Российский Президент вспомнил, что в этом году заседание Высшего Госсовета проходит во второй раз. И нынче «запланировано принятие ряда важных решений». К таковым Владимир Путин отнес рассмотрение бюджета союза, который впервые принимается до начала финансового года. «Это неплохой показатель того, что соответствующие службы, прежде всего финансовые органы, работают более ритмично», — сделал вывод российский Президент, отметив, что предстоит принять совместную программу внешнеполитических действий, предположил, что «наверняка будем обсуждать вопросы военного сотрудничества. Военно–технического. В общем, большой спектр вопросов».

Председатель ВГС Александр Лукашенко согласился, что темы бюджета и внешнеполитической координации очень важны. К перечню значимых вопросов он добавил проблему обустройства внешней границы союза. Соответствующая программа истекает и актуальна необходимость ее принятия на новый период.

— Думаю, нам не обойтись и без обсуждения некоторых вопросов более практического характера, — отметил Президент Беларуси, завершая протокольную часть переговоров. — Специалисты нам доложат, как здесь продвигаются дела. Далее заседание в формате «один на один» пошло за закрытыми дверями.

Мне вспомнилась повестка дня предыдущего заседания ВГС. Основной новостью того мероприятия тогда стало принятие пакета документов, гарантирующих равные права гражданам двух стран в получении медицинской помощи, социальном обслуживании, перемещении по территории союза и выборе места жительства, налогообложении доходов. И белорусская, и российская стороны комментировали это событие как прорыв в деле союзного строительства. В деле интеграции акценты сместились от задач малопонятного для масс макроуровня к интересам людей. Дело осталось за малым — за волей к реализации договоренностей. Тогда о новом качестве развития союза можно было бы говорить как о свершившемся факте. Прошли месяцы. Беларусь ратифицировала все четыре соглашения. В нашей стране, после одобрения Парламентом, они приняли силу закона. Точнее, приняли бы, если бы то же самое сделала Россия. Увы, из всего пакета здесь одобрено лишь социальное соглашение. Да и то Совет Федерации принял соответствующее решение буквально накануне очередного заседания ВГС. Не здесь ли одно из тех самых мест, где сильно тормозится интеграционный процесс?

Вспомнилась еще одна проблема. У Беларуси и России до сих пор нет соглашения о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов на территорию страны, из которой они прибыли). Причем с ЕС у России такое соглашение есть, хотя прямых сухопутных путей в Европу у нее раз–два и обчелся... То есть документ получился необременительный. А вот с Беларусью договор о возвращении нелегалов может оказаться дорогим. Ведь придется искать деньги на временное содержание возвращенных мигрантов, а затем на депортацию их на родину. Увы, пока эта проблема остается только белорусской. И надо сказать, решается качественно, только за свой счет. По крайней мере, ни Европа, ни Россия пока не ощущают притока нелегалов через Беларусь, хотя она и расположена на перекрестке всех дорог...

...Впрочем, я, похоже, увлекся. Затянувшиеся почти на 3 часа переговоры президентов тет–а–тет позволили мысленно углубиться в интеграционную тему, где, как видно, все далеко не так однозначно. А ведь на ум пришло всего лишь два противоречивых примера из, к сожалению, немалого количества. Однако объявление о начале встречи делегаций в расширенном составе вернуло непосредственно к главному событию дня.

В Екатерининский зал Кремля, где глав государств ждали остальные члены Высшего Госсовета, Александр Лукашенко и Владимир Путин вошли уже вместе, через одну дверь. Президент России сказал собравшимся, что рад тому, что на экспертном уровне документы к заседанию «подготовлены неплохо», и передал слово белорусскому коллеге. Председатель ВГС Александр Лукашенко начал расширенное заседание с приятного, поздравив спикера Госдумы России Бориса Грызлова, который «отмечал» свой очередной день рождения за столом переговоров в Кремле. Пожелания счастья, здоровья и политического долголетия были встречены аплодисментами.

Президент Беларуси напомнил и еще об одной дате. Нынешний Госсовет проходит в юбилейный год. 2 апреля мы отмечали десятилетие союза. За это время, считает Александр Лукашенко, два государства действительно сделали немало. Даже несмотря на некоторые проблемные моменты. Вопросы принятия Конституционного акта и введения единой валюты в свое время, как известно, было решено временно вынести за скобки переговорного процесса. Но на нынешнем этапе можно считать достижением уже то, что этот «заскобочный» список не расширяется. Нынешний этап переговоров Президент назвал длительным и тяжелым. Он не стал скрывать, что вариант «вынести за скобки ряд других вопросов» действительно рассматривался. «Но мы нашли ту нить, за которую можем уцепиться, — сообщил Александр Лукашенко. — Думаю, в ближайшее время мы сможем снять многие вопросы, которые были так тяжелы для нас». Думаю, эта дипломатичная фраза дает ответ на многие вопросы, которые поставила жизнь и которые сегодня очень активно обсуждаются, в том числе и в прессе.

Что касается итогов самого заседания Высшего Госсовета, то конкретные решения приняты по всем десяти пунктам повестки дня. Среди прочего президенты утвердили новую программу согласованных действий в области внешней политики на 2006 — 2007 годы. Беларусь, кстати, высоко ценит то, как реализовывался прежний документ, и о поддержке России на международной арене всегда отзывается с благодарностью. Принят и бюджет союза на будущий год. Это значит, что уже с 1 января все союзные программы имеют шанс на ритмичное финансирование, а значит, и на динамичное продолжение. Думается, взаимопонимание по этим важным проблемам вполне может стать залогом мудрых решений и в остальных направлениях союзного строительства.

...Уже в аэропорту я заметил, что наши министры активно звонят по мобильным телефонам. Получив конкретные поручения по итогам двусторонних переговоров Глав государств, они, не дожидаясь прилета в Минск, давали соответствующие распоряжения подчиненным. Похоже, выходных в министерствах не будет, и после шлифовки на рабочем уровне «конкретику» договоренностей Президентов мы узнаем в ближайшие дни.

Минск — Москва — Минск.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter