Суд Нидерландов осудил самого знаменитого правого политика страны

Вперед, но с оглядкой

Суд в Нидерландах решил, что у свободы слова есть границы — свобода других людей. И что даже политики обязаны с этим считаться. Как минимум в Нидерландах. Суд осудил самого знаменитого правого политика страны, руководителя Партии свободы и депутата парламента Гирта Вилдерса за оскорбление этнической группы и разжигание межрасовой ненависти. Осудил, но не наказал. Политик назвал приговор «безумием» и заявил, что подаст апелляцию. Которая, понятное дело, будет означать новый суд, новые статьи в прессе и широкое обсуждение взглядов Гирта Вилдерса. Что на руку политику и его партии, которая в самом начале декабря, согласно социологическим опросам, стала самой популярной в Нидерландах. Когда до всеобщих парламентских выборов остается три месяца, это хорошая новость.

Как говорят те же опросы, если бы выборы состоялись сегодня, Партия свободы получила бы 35 мест (против нынешних 12) в 150–местном парламенте — на 10 больше, чем у правящих сегодня либералов во главе с Марком Рютте. А это, в свою очередь, означало бы, что Гирт Вилдерс смог бы стать премьер–министром — конечно, в случае, если бы смог создать коалицию с другими (Марк Рютте уже заявил, что его партия в такую коалицию не войдет). А если бы он стал премьер–министром, то стал бы выполнять предвыборные обещания: закрыть мечети и исламские школы, запретить Коран, лишить гражданства Нидерландов тех, кто совершает повторные правонарушения и имеет двойное гражданство... В общем, если Гирт Вилдерс станет премьер–министром Нидерландов, страна будет другой. Да и Европа тоже.

Хотя понятие «другая Европа», конечно, многообразно. Вот в Голландии, считает Вилдерс, подозревающий родной континент в затянувшемся коллективном самоубийстве, существует проблема марокканцев: их слишком много. И когда на митинге в марте 2014 года он спросил у собравшихся: «Вы хотите больше или меньше марокканцев?», толпа в ответ проревела: «Меньше! Меньше!» Вот за это Вилдерса сейчас и осудили: за разжигание нелюбви к марокканцам. Полиция получила 6.400 заявлений на политика, в которых многие граждане Нидерландов марокканского происхождения жаловались, что теперь чувствуют себя гражданами третьего сорта. Вилдерс заявил, что вместе с ним судьи «осудили половину Нидерландов»: как показывают вездесущие опросы, 43 процента населения озабочены тем, что в стране слишком много марокканцев. Но судей этот аргумент не впечатлил: «Преступление нельзя защищать правом на свободу слова», — заявил председательствующий судья Хендрик Стиинхуис.

Эксперты уверены, что нынешний приговор ощутимого вреда Вилдерсу накануне выборов не нанесет. Избиратели считают его мужественным лидером, готовым говорить на темы, которые находящиеся у власти партии обсуждать не хотят. Прежде всего, из–за политкорректности, которая сама по себе штука, конечно, правильная, но в последние годы, как считают миллионы (без преувеличения — миллионы) «рассерженных белых мужчин», из–за этой пресловутой политкорректности голос их стал не слышен. И, как показывают результаты референдумов и выборов этого года, напрасно традиционные политики не слышат тех, кто выражается неполиткорректно.

Гирт Вилдерс (как и многие другие правые в Европе) берет пример с новейшего образца для всех неполиткорректных политиков —– Дональда Трампа. Правда, Вилдерс пошел дальше других: он скопировал избирательный лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой!», и в его исполнении он звучит «Сделаем Нидерланды снова великими!». Он опирается на те же социальные группы, что и Трамп. Это раньше вы могли думать, что Вилдерса, как и остальных крайне правых политиков в Европе, поддерживают маргиналы, протестующие против исламистов, даже если никогда их не видели. Теперь правых поддерживает средний класс: учителя, предприниматели и офисные работники. Причем многие из них уже пострадали от своих взглядов: политкорректное общество их не принимает. Они жалуются на всеобщее осуждение и даже преследования и увольнения. Традиционные политики их не слышат, хотя...

Вот выступили в Нидерландах с инициативой запретить ношение паранджи. Женщин в парандже на страну всего 300. Но это, конечно, знаковая вещь. Даже Ангела Меркель, пригласившая было к себе всех мигрантов, тоже предлагает запретить паранджу. А все почему? Правильно: выборы на носу. А политкорректные политики выборы проигрывают — такой нынче в Европе тренд. Поэтому в наступающем году внимательно наблюдайте за предвыборными кампаниями в Нидерландах, Франции и Германии: традиционные политики будут «праветь» и время от времени пользоваться крайне правой риторикой. Многим придется делать шаги, о которых еще совсем недавно они и думать не хотели. Как та же Ангела Меркель, которая сейчас только тем и занимается, что ужесточает законодательство в отношении мигрантов. Потому что она, страна и общество не справились. Но у нее еще есть время, чтобы исправить ошибки и добиться переизбрания. А у Гирта Вилдерса есть возможность победить.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 239 (25121). Вторник, 13 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter