Вперед идти. Но не по легкому пути...

За основу будут взяты семь ключевых показателей, среди которых — рост экспорта, положительное сальдо внешней торговли, увеличение чистой прибыли, повышение рентабельности производства. Чтобы их достичь, надо научиться наконец грамотно управлять, а не сводки собирать, — обратился руководитель Правительства к участникам заседания Совета Министров, которое состоялось в прошлую пятницу, 2 ноября. На нем говорилось об итогах социально-экономического развития страны в январе—сентябре нынешнего года и формировании задела для выполнения прогноза в 2013 году.

Бездефицитный бюджет, свободный курс белорусского рубля по отношению к иностранной валюте, инновационное развитие экономики — экономические особенности 2013 года, который, по выражению Премьер-министра Михаила МЯСНИКОВИЧА, должен стать определяющим в текущей пятилетке

За основу будут взяты семь ключевых показателей, среди которых — рост экспорта, положительное сальдо внешней торговли, увеличение чистой прибыли, повышение рентабельности производства. Чтобы их достичь, надо научиться наконец грамотно управлять, а не сводки собирать, — обратился руководитель Правительства к участникам заседания Совета Министров, которое состоялось в прошлую пятницу, 2 ноября. На нем говорилось об итогах социально-экономического развития страны в январе—сентябре нынешнего года и формировании задела для выполнения прогноза в 2013 году.

Не можешь работать — уступи дорогу...

Планы и намерения — все это, конечно, хорошо. Но как же мы прожили прошедшие девять месяцев? В целом неплохо, констатировал в своем докладе первый заместитель Премьер-министра Владимир Семашко, экономика развивалась стабильно. Но, безусловно, заметил он, могли бы достичь большего, объективные предпосылки к этому имелись.

Основной показатель — ВВП. Он по-прежнему формировался за счет промышленности, на которую приходится львиная доля экономического потенциала страны. Однако и сама промышленность, признался докладчик, могла бы сработать лучше, не говоря уже о таких ведомствах, как концерны «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», «Беллегпром». К сожалению, в этом отнюдь не престижном перечне оказался и Минсельхозпрод.

За этот период, подчеркнул первый заместитель Премьер-министра, сократилось количество отгруженной потребителю инновационной продукции. Это значит, что наши предприятия по-прежнему выпускают в своем большинстве устаревшие образцы изделий, слабо ориентируясь на современные достижения науки и техники. Неудивительно, что такая продукция с трудом находит своего покупателя. Склады многих предприятий забиты под завязку. В сентябре объемы неликвида пополнились еще на 1,5 триллиона рублей. В этом печальном списке фигурируют и перерабатывающие предприятия АПК.

Хуже всего то, что на самих предприятиях не знают, как разгрузить склады. Продукции нагнали, а теперь сидят, как та сказочная мышь на гнилой тыкве. Это сидение оборачивается не лучшими последствиями. Не имея оборотных средств, предприятия вынуждены брать кредиты на выплату зарплаты, не говоря уже об удовлетворении других своих нужд. От такой ситуации в экономике выигрывают разве что банки.

Из стратегии развития экономики в 2013 году:

— равный доступ к производству предприятий всех форм собственности;

— реальные источники финансирования, в противном случае проекты не начинать;

— необходимые условия организации производства — структурные реформы, модернизация экономики, инвестиции, экономия и бережливость;

— максимальные критерии для АПК: получить в расчете на 1 балло-гектар 115 тысяч рублей валового дохода, 165 центнеров кормовых единиц, 145 килограммов зерна, 37 килограммов молока, 8 килограммов мяса.

Но ведь это же случилось не сегодня и даже не вчера. Еще год назад на одном из заседаний Правительства остро встал вопрос ликвидации складских запасов. Тогда общими усилиями удалось разрулить ситуацию. Прошло время, на повестку дня встали другие проблемы, об избыточных складских запасах на какой-то период забыли. Теперь они вылезли, словно шило из мешка. Видимо, руководители отдельных предприятий и даже ведомств желают и дальше видеть Правительство в роли няньки. На этот счет Михаил Мясникович выразился предельно ясно: кто не может работать так, как этого требуют обстоятельства, должен уступить место другому.

Не просто экспортировать, а с высокой добавленной стоимостью

За последние год-два об экспорте белорусской продукции на заседаниях «малого» и «большого» Совминов говорят, пожалуй, чаще, чем о чем-либо другом. В этот раз вопрос приобрел особую актуальность в связи с тем, что в тот же день о поставках за рубеж шел строгий разговор на совещании у Президента страны. «Мы до конца не используем своих возможностей, — упрекнул присутствовавших Премьер-министр, — идем по наиболее легкому пути».

В чем заключается этот более легкий путь, становится известно, когда вникнешь в структуру экспорта. В какой-то мере мы уподобились здесь России, которая гонит за рубеж сырую нефть вместо того, чтобы продавать изделия из нее. У нас, конечно, масштабы не те, но принцип тот же. Возьмем, к примеру, экспорт мяса, на чем заострил внимание присутствовавших Михаил Мясникович. Если его продавать охлажденным — платят больше, потому что из такого сырья можно выпустить более качественную и, следовательно, наиболее востребованную на рынке продукцию. Ну а если замороженным, то на большие дивиденды рассчитывать не приходится. Казалось бы, чего проще выбрать один из этих двух вариантов. Но первый наиболее хлопотный: надо рассчитать все по времени, предусмотреть риски, словом, соблюсти необходимую логистику. Это требует дополнительных усилий, которыми большинство наших экспортеров обременять себя не желает. Они лучше продадут больше в объемах и выйдут на заданную цифру по получению валютной выручки, чем станут «заморачиваться» по поводу рациональной логистики. Их отпугивает даже само это иностранное слово.

Точно так же продают у нас за рубеж лес вместо изделий из дерева, другое сырье. Так проще. Но в корне неверно, если исходить из простейшей логики и государственных интересов. «Мы должны продавать за рубеж товар с высокой добавленной стоимостью», — потребовал Премьер-министр.

Другое непременное условие роста экспорта — качество. В первую очередь, в машиностроительной отрасли. Уже в этом году Совет Министров рассматривал вопрос участившихся отказов в работе отечественной сельскохозяйственной техники в гарантийный период. Но ведь дело в том, что нередко такое происходит и с техникой, которую наши предприятия машиностроения продают за рубеж. Иностранные покупатели, конечно, не глупы, они знают цену товару. Большинство из них покупают не совсем надежную белорусскую технику потому, что она меньше стоит и проще в обслуживании. Мы же, зная свои недоработки, миримся с ними, упуская экономическую выгоду, которую могли бы иметь от продажи иностранным потребителям более качественных своих изделий.

Есть положительное сальдо в АПК!

В развитии экономики у нас по-прежнему недооценивается роль регионов. Видимо, так уж сложилось, и эту порочную практику пока не удается искоренить. Хотя к этому имеются реальные предпосылки.

В частности, речь идет о Декрете Президента № 6 от 7 мая 2012 года о создании новых предприятий в малых и средних городах и сельских поселениях. «По большому счету, до сих пор не сделано ничего, — констатировал первый заместитель Премьер-министра Владимир Семашко. — Местные власти сидят в бездействии и чего-то ждут». Между прочим, по словам Владимира Семашко, таких льгот, которые предусмотрены Декретом, нет нигде в мире.

Но нужны конкретные шаги, на которые местные администрации пока не отваживаются, придумывая различные отговорки. Центр в лице Минэкономики делает шаг навстречу: в ближайшее время в дополнение к тем преференциям, которые предусматривает Декрет, будет предпринято создание своеобразных индустриальных зон с активным привлечением предпринимательского сообщества. Если уже и после этого власти на местах не подключатся к реализации Декрета, тогда уж точно это будет похоже на саботаж.

По мнению Владимира Семашко, инфляция по итогам этого года не выйдет за показатели обещанного Правительством предела в 22 процента. Хотя, по его же словам, отдельные предприятия очень уж «раскачивают лодку» необузданным повышением зарплат, что провоцирует неоправданный рост цен. В этой ситуации Минэкономики готово ввести мораторий на неоправданный рост зарплат в отдельных сферах нашего производства. В целом же уровень заработной платы по стране сопоставим с теми объемами, в которых она и планировалась.

Среди других проблемных вопросов, на которые обращалось особое внимание на заседании Совета Министров, кризис в строительной отрасли. «Если не принять экстренных мер, мы ее можем попросту потерять», — констатировал Михаил Мясникович.

Действительно, строительство нынче преимущественно ведется в крупных городах. В районах строительные организации в основном держатся лишь на заказах по строительству и реконструкции ферм. Но скоро это закончится. Что будет дальше — никто не хочет об этом говорить, потому что никто толком ничего не знает. Минстройархитектуры пока не видит выхода из создавшегося положения. Не используется и такой мощный рычаг, как экспорт строительных услуг. Михаил Мясникович по этому поводу заметил: в Таджикистане от экспорта строительных услуг бюджет ежегодно получает четыре миллиарда долларов, в Молдове — два. Наши же строители неорганизованно разбрелись по российским «шабашкам». Правительство намерено дополнительно вернуться к рассмотрению дел в строительной отрасли.

Об итогах работы в сельском хозяйстве за три минувших квартала участникам заседания сообщил заместитель Премьер-министра Михаил Русый. Выполнены 13 из 15 основных показателей. Отмечен прирост по темпам производства продукции, синхронно развиваются растениеводство и животноводство. Неплохие результаты по экспорту, сохраняется его положительная динамика. Положительное сальдо внешней торговли АПК  — 1 миллиард 376 миллионов долларов — на 71 миллион больше задания. Из недостатков агросектора — отсутствие необходимой глубины переработки сырья, неоправданное выбытие скота, медленное воспроизводство стада.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter