Минск
+2 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Беларусь прославили на весь мир популярные ИТ-разработки

Вперед и с цифрой

Зачастую герои нашей рубрики «Придумано в Беларуси» становятся открытием не только для читателей — для самих журналистов. Мы с удивлением отмечаем: «Ничего себе! И это придумали у нас?» Но самые известные разработки в IТ-сфере, у которых белорусский след, в представлении не нуждаются. Они не просто знакомы пользователям по всему миру, а уже успели стать настоящими брендами.

Viber: всегда на связи


Изначально Талмон Марко и Игорь Магазинник придумали привычный нам нынче мессенджер как платформу для бесплатных интернет-звонков. И когда пришло время собрать группу программистов, которые напишут код приложения, выбор пал на специалистов из Беларуси. Так к основателям присоединились наши разработчики. Как нам рассказали в компании, Viber запустили в 2010 году, а его первый офис расположился в Бресте:

— Viber сразу стал набирать популярность в первую очередь благодаря простоте и удобству, а также возможности совершать бесплатные звонки по всему миру. Возможность отправлять текстовые сообщения появилась немного позже. Но с момента создания приложения произошло много изменений и обновлений, добавились новые функции. Например, изначально наш продукт был создан только для использования на смартфонах, сейчас же есть и десктоп-версия. Приложение позволяет людям оставаться на связи, где бы они ни находились. Наши пользователи по всему миру не только отправляют друг другу бесплатные текстовые сообщения, совершают видео­звонки, но и общаются в групповых чатах, взаимодействуют с любимыми брендами и знаменитостями, а также следят за их обновлениями.
Сегодня офисы Viber расположены в Сан-Франциско, Лондоне, Люксембурге, Тель-Авиве, Москве, Софии, Мьянмаре, Минске, Бресте, Париже, Берлине и даже на Филиппинах. Статистика впечатляет: в приложении зарегистрированы более миллиарда человек, особенно популярно оно в Восточной и нескольких странах Центральной Европы, в СНГ и Азии. Кроме того, приложение выступает официальным коммуникационным каналом футбольного клуба «Барселона», а также официальным приложением для звонков и обмена мгновенными сообщениями американского баскетбольного клуба Golden State Warriors.
В чем секрет такой популярности? Директор по коммуникациям компании Яна Рожкова говорит, что можно выделить несколько проектов, один из которых реализован с подачи разработчиков минского офиса. Это и функция создания собственных стикеров, и Viber Local Number — специальная возможность для экспатов и «долгосрочных» путешественников, и интеграция «мовы» в интерфейс приложения, и замена по желанию стандартного светлого оформления экрана на стильное темное. Причем последнее — не просто модная примочка: это позволяет защитить глаза от яркого света, снизить расход батареи и не мешать окружающим, если используешь приложение в темноте.

С помощью приложения для общения Viber каждый день миллионы людей в разных уголках мира не только звонят друг другу, но и обмениваются сообщениями, фотографиями и забавными стикерами.

— Кроме того, мы по-прежнему крайне трепетно относимся к вопросу приватности и продолжаем развивать соответствующие функции в дополнение к существующей с 2016 года технологии сквозного шифрования для всех чатов и звонков по умолчанию. Также в Viber существуют дополнительные опции для защиты информации. Например, скрытые чаты, доступ к которым можно получить только после ввода PIN-кода, секретные чаты и исчезающие сообщения, которые самоуничтожаться после установленного времени. А недавно Viber дополнил функционал возможностью установить пароль на экране десктоп-версии. Пользователи, к чьим компьютерам имеют доступ другие люди, могут заблокировать свои чаты Viber с помощью пароля на время своего отсутствия у экрана.

Родом из Беларуси и популярное мобильное приложение Maps.me — интерактивная карта, которая позволяет ориентироваться на местности, искать объекты и строить маршруты. В 2014 году компанию Юрия Мельничка, белорусского IТ-предпринимателя, инвестора и программиста, купил холдинг Mail.ru Group. Сам же Юрий не только активно трудится в сфере IТ, но и уже несколько лет является партнером конкурса социальных проектов Social Weekend.

Flo: с заботой о женщинах


Приложение Flo сегодня стало надежным помощником и советчиком для миллионов женщин. Оно помогает тщательно следить за своим здоровьем, быть в курсе полезной информации и получать ответы на неудобные вопросы. Авторы популярного приложения — тоже белорусы, офис компании расположен в Минске. Как рассказала Алена Козуб, специалист по коммуникации Flo, проект в 2015 году основали братья Юрий и Дмитрий Гурские, а также Максим Скробов и Андрей Ковзель:

— У них уже был опыт работы с приложениями в области здоровья. Более того, Flo — не первая попытка команды создать приложение для женщин, было два предшественника. На второй попытке проектом занялась команда Ideanomix Digital, которой руководил Дмитрий Гурский. Изначально планировали создать медицинское приложение OW (Only Women — «только женщины») с обширным функционалом. Но оно оказалось слишком сложным для пользователей, и его закрыли спустя год. А команда поняла, как важно, чтобы приложение было максимально простым, даже если цель — создавать очень сложный продукт.

Серьезных конкурентов у разработки на рынке не было, разве что очень простые так называемые «розовые» календарики. Почему? Одним предпринимателям, большинство которых — мужчины, эта тема была непонятна, а другие осознанно не хотели ей заниматься. В таких условиях авторы Flo и увидели возможность запустить продукт совершенно другого уровня и качества.

А поскольку основная аудитория, у которой востребованы проекты в сфере личного развития и здоровья, находится в США, название продукта придумали в первую очередь для американского рынка. В итоге Flo — часть выражения Aunt Flo is coming to town («Тетушка Фло приезжает в город»), эдакого эвфемизма, который используют для обозначения начала «женских» дней.

— Наше приложение построено по принципу айсберга: пользователь видит 20 процентов функционала, а остальные 80 процентов будто скрыты под водой, но они появляются по мере необходимости, — поясняет Алена Козуб. — Все сложное находится внутри, но пользователь им не перегружен, для него все просто, понятно и красиво.

Среди трех главных фишек приложения можно выделить, во-первых, персонализированный медицинский контент, который разрабатывают в сотрудничестве с медицинскими экспертами из ведущих мировых университетов вроде Гарварда, Оксфорда или Йеля, а также вместе с такими организациями, как Фонд ООН в области народонаселения и Европейская ассоциация акушеров-гинекологов. Проще говоря, у каждой пользовательницы — содержание приложения особенное, работающее именно под нее. Второе преимущество — интерактивные чат-боты, или виртуальные ассистенты, которые помогают больше узнать о своем здоровье. Причем есть как образовательные ассистенты, так и те, кто сигнализирует о повышенном риске некоторых заболеваний и рекомендует вовремя обратиться к врачу. И третья особенность изобретения — анонимное сообщество, где пользователи могут обсудить очень личные вопросы. Разработчики поясняют: во Flo в основе практически всех продуктовых решений лежит так называемое data-driven approach — это значит, что решения принимаются на основе тестов, исследований и анализа данных. Поэтому прежде чем внести какое-то изменение, все гипотезы и нововведения тестируют. И только если оказывается, что пользователям новый функционал по душе, его развивают и интегрируют.
Приложение MSQRD, которое в режиме реального времени позволяет накладывать на лицо человека различные маски-фильтры, принесло известность Евгению Невгеню, Сергею Гончару и Евгению Затепякину. Три года назад о белорусских разработчиках узнали во всем мире, когда их компанию купила популярная социальная сеть Facebook. К слову, на днях Евгений Невгень стал спонсором STEM-центра для учеников средней школы № 1 Дрогичина — технически оснащенного класса, где школьники будут бесплатно заниматься программированием, робототехникой, 3D-моделированием и развивать навыки инженерного творчества.

World of Tanks: от игры к онлайн-музею

Разве найдешь человека, который не слышал об этой массовой онлайн-игре? World of Tanks от компании Wargaming — яркий представитель жанра аркадного танкового симулятора в исторических декорациях Второй мировой войны. Концепция — командные танковые сражения. Днем рождения игры считают 12 августа 2010 года, на будущий год она отпразднует первый серьезный юбилей. Но еще до официального релиза на конференции разработчиков игр в Москве «Танки» получили звание лучшей игры года и приз зрительских симпатий. Сегодня у онлайн-игры 160 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру. Принадлежат ей и два мировых рекорда Гиннесса за наибольшее количество игроков, одновременно пребывающих на игровом сервере. Кроме того, в ее активе четыре награды игрового «Оскара» Golden Joystick: «Лучшая массовая многопользовательская онлайн-игра» (2012), «Лучшая онлайн-игра» (2013), «Продолжаем играть» (2017, 2018).



— Среди компьютерных игр очень редко встречаются продукты, которые существуют так же долго. В следующем году World of Tanks исполнится 10 лет, и к ней все также проявляют значительный интерес. Разработчики постоянно трудятся над улучшением. В игре появляются технические новинки, благодаря чему в ней есть современная графика и звуковое сопровождение, оптимизированные как для мощных, так и для слабых компьютеров. Постоянно добавляются новые экспериментальные режимы и обновляется набор танков, на которых можно сыграть, — говорит региональный паблишинг-директор Wargaming в СНГ Юрий Курявый.


Один из секретов успеха — историческая достоверность в деталях. Как пояснили представители компании-разработчика, игра охватывает историю танкостроения c 1930-х по 1960-е годы, и в ней представлено более 600 видов танков и самоходных орудий, которые применялись или разрабатывались в СССР, Чехословакии, Германии, США, Франции, Великобритании, Китае, Швеции, Японии, Италии, Польше.

Причем каждый танк должен в точности соответствовать своему реальному прототипу, поэтому в разработке принимают участие историки, специализирующиеся на военной технике, а при воссоздании внешнего вида машин применяют современные технологии 3D-сканирования. Исторические консультанты собирают сведения о боевых машинах в музеях и архивах по всему миру, в итоге некоторые модели танков, никогда не выходившие в массовое производство, воссоздают по чертежам и рисункам. И эта детальная проработка внешнего вида боевых машин делает игру больше чем игрой — крупнейшим онлайн-музеем военной техники, где можно увидеть как массовые модели, так и редкие экземпляры.

Чтобы у виртуальных танкистов был повод встретиться в реальном мире, создатели игры ежегодно проводят в Минске масштабный фестиваль — «День танкиста». Со временем из небольшой тусовки игроков он превратился в крупнейший в регионе семейный фестиваль интерактивных развлечений. Этой осенью его посетили более 250 000 человек из 28 стран, еще 5 млн зрителей посмотрели онлайн-трансляцию мероприятия.

Сам игровой процесс в World of Tanks построен на противостоянии двух случайно подобранных команд по 15 игроков. При этом в одной команде может быть техника разных стран и годов выпуска, а также реальные танки и экспериментальные модели. Время от времени разработчики добавляют новые игровые режимы. Например, в августе — сентябре этого года в World of Tanks проходили сражения игрового события «Стальной охотник»: так создатели игры назвали новый игровой режим в формате «Королевская битва», когда «танкисты» ведут бой каждый сам за себя на постоянно сокращающейся карте.


Авторы «Танков» гордятся тем, что вокруг игры сплотилось внушительное сообщество фанатов. Для многих игра стала поводом найти новых друзей со схожими интересами.
pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...