Возможна ли в Беларуси реальная альтернатива зарубежным курортам?

Впечатляющий интерес

Коронавирус переключил интерес белорусов на знакомство со своей страной. Высоким спросом пользуются музеи, агроусадьбы, санатории. Время показывает, что реальную альтернативу заграничным курортам нужно создавать у себя дома. Как это сделать? Об этом беседа с Павлом Сапотько, старшим преподавателем Белорусского государственного университета культуры и искусств, руководителем Центра межкультурного диалога и социальных инициатив Республиканской конфедерации предпринимательства, членом президиума Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами.


Фото  БЕЛТА

— Вы возглавляли художественную галерею «Университет культуры», Национальный исторический музей, успевая совмещать основную работу с преподаванием в БГУКИ. Что нужно для успешной карьеры?

— Главное — это любовь и преданность своему делу, уважение к коллегам и самоотдача в работе. Я выработал для себя это правило с первых дней обучения в университете культуры и искусств. В стенах альма-матер сразу же попал в творческую среду. Хотя многие уверены, что моей специальности — менеджменту в сфере культуры — совсем не близка такая формулировка. А я убежден, что даже административная работа — это процесс творческий. И раскрывается он в новых подходах работы, разностороннем общении, решении различных задач, креативных идеях. 

Каждому человеку, чего-то добившемуся, надо всегда помнить о тех личностях, которые содействовали его становлению. Я благодарен таким людям и всегда будут им признателен: это Юрий Павлович Бондарь – ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств, а в последующем Министр культуры Республики Беларусь, который поверил в меня и обеспечил старт в культуре, Григорий Семенович Сороко – заслуженный деятель культуры, выдающийся музыкант, вовлекший меня в многочисленные культурные проекты, Светлана Борисовна Мойсейчук – мой педагог и первый научный руководитель, Александр Владимирович Морозов – профессор, который будучи заведующим кафедрой межкультурных коммуникаций БГУКИ брал меня на работу по распределению после магистратуры. Не могу не вспомнить недавно ушедших из жизни доктора исторических наук, профессора Марию Аркадьевну Беспалую и первого председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Владимира Николаевича Карягина.

— Насколько знания из прошлой сферы помогают вам развивать направления, которыми вы занимаетесь в сфере туризма? 

— В большинстве своем в основе туризма — культура. Ведь приезжая в Беларусь, гости знакомятся с нашим прошлым, памятниками, нематериальным богатством, мемориальными комплексами, музеями и театрами. Последнее время активно развивается промышленный, экологический, оздоровительный туризм, но главную роль играет именно культура. 

Сегодня туризм — не просто национальные парки, санатории, дома отдыха, охотничьи хозяйства, агроусадьбы… По сути, это и средство патриотического воспитания, и мощный фактор укрепления нашего имиджа за рубежом. Ведь приехав в наши города и местечки, гости убеждаются, что увиденная картинка отличается от той, которую им навязывает в информационной повестке Запад. Роль туризма важна в продвижении нашего позитивного имиджа, борьбе с искажением исторических фактов. 

Работа в галерее и музее позволила мне установить широкий круг контактов, в том числе с зарубежными коллегами, и научила ориентироваться в среде, что очень важно для специалиста социально-культурной сферы. 

— Лето — время отпусков. Какие планы у вас на отдых?

— Уик-энда мне хватило бы на перезарядку. По рекомендации коллег я бы хотел побывать в двух здравницах — в Кировском и Лидском районах. Проживание, питание, лечение — у нас все организовано на самом высоком уровне. Да и сама белорусская природа врачует не хуже санаторных процедур. Давно хочу посетить регион Припятского Полесья, полюбоваться памятниками деревянной архитектуры. 

Сейчас для туризма открывается близкая нам Россия. Мечтаю увидеть грандиозный Ржевский мемориал в Тверской области. С удовольствием погостил бы на приграничной Смоленщине, где расположен Объединенный мемориальный музей Юрия Гагарина с многочисленными филиалами. В гости зовут и коллеги из музеев-заповедников А. С. Пушкина «Михайловское» на Псковщине и «Сталинградская битва» в Волгограде.

— Особое направление развития получил и ностальгический туризм. Например, в Новогрудке знают американскую семью зятя Трампа. Сват Трампа Чарльз Кушнер вместе с внуками не раз приезжал в Беларусь, чтобы познакомить их с историей своей семьи. Такой вид путешествий может стать одной из новых туристических концепций. Как нам его развивать? 

— По сути, это возвращение к истокам. Ключевой ориентир делается на тех, чьи родные эмигрировали с наших земель в Израиль, США, Западную Европу и другие страны. Здесь важно, чтобы информация о памятных местах, связанных с историей семьи, была понятна и доступна всем: и тем, кто сейчас живет в Тель-Авиве, Берлине, Нью-Йорке. 

Те же потомки ветковских старообрядцев часто приезжают на Гомельщину из различных стран в поисках информации о родных. Хотя  общины были разбросаны по миру начиная с середины XVIII века. У нас налажена крепкая связь с белорусской диаспорой. По неофициальным данным, за рубежом проживает около 2—3 миллионов выходцев из нашей страны. На родину тянет многих. Создано немало национально-культурных автономий белорусов мира. Конечно, ностальгический туризм имеет свои особенности. Возвращение к корням этническим, религиозным, географическим должно находить точки притяжения. Это могут быть кладбища, усадьбы, деревни, храмы.

— Как новые технологии способствуют продвижению культуры и туризма? 

— Ограничения на массовые мероприятия подтолкнули музеи уйти в онлайн. Особые меры предосторожности сделали искусство более доступным. С одной стороны, это здорово, ведь у каждого появилась возможность, не вставая с дивана, «прогуляться» по залам музея истории Великой Отечественной войны или полюбоваться картинами Национального художественного музея. 

Но вынужденные ограничения нельзя рассматривать как полную замену или прекращение культурных мероприятий. Они просто на время меняют прописку и переходят в онлайн. У многих организаторов проектов появился прекрасный опыт по общению со своими зрителями и посетителями в интерактивном формате: виртуальные экскурсии, записи спектаклей, концертов и лекций. Но здесь важно не заиграться. Ведь Zoom никогда не заменит живое общение, 3D-проект не сравнится с оригиналом, виртуальный тур не передаст яркости эмоций от наглядного знакомства. 

В то же время виртуальная среда открывает новые возможности в плане продвижения и маркетинга. Оцифровываются музейные коллекции, расширяется доступ к библиотечным архивам, организовываются онлайн-туры по различным объектам и регионам, наполненные геолокациями, цифровыми технологиями, удобными платформами. Однако, на мой взгляд, средства виртуальной реальности — это отличный инструмент знакомства с культурой, но с обязательной приставкой — дополнительный. Например, очки виртуальной реальности вмиг помогают превратить руины в Гольшанах в великолепный замок. Приложения на смартфонах, QR-коды не дадут потеряться в незнакомом месте, подскажут, чем примечательны эти город или местечко, на какие достопримечательности обратить внимание. 

Ставка на патриотические маршруты сможет стать точкой роста для внутреннего туризма
Фото Андрея Силивончика

— Важным условием для социально-культурного развития страны является восстановление местных достопримечательностей. Монументы, усадьбы, часовни встречаются в крупных областных городах и небольших местечках. Случалось, бизнесмены восстанавливали памятники архитектуры, заброшенные деревни, но таких фактов очень мало. Что поможет изменить ситуацию? 

— Частная инициатива, спонсорство, зарубежные гранты, безусловно, необходимы. Беларусь может гордиться уникальными усадьбами, замчищами, ветряными мельницами, объектами деревянного зодчества, но, к сожалению, многие из них пострадали из-за пожаров, времени и стихийных бедствий. 

Объектов наследия в нашей стране очень много, ежегодно выделяются существенные средства из государственного бюджета на проведение восстановительных работ на памятниках истории и культуры, но, к сожалению, не всегда их достаточно для осуществления всего масштаба работ. Частному инвестору нужно показать, что туристическая отрасль перспективна. Сегодня бизнесмен либо предприниматель за одну базовую величину может приобрести знаковый объект и вдохнуть в него новую жизнь. Приведу в пример деятельность Ивана Печинского, создателя фонда «Любчанский замок», который вместе с партнерами, спонсорами и неравнодушными людьми возрождает памятник архитектуры на Гродненщине. Работу таких энтузиастов нельзя «затенять», о них нужно говорить чаще, писать в СМИ, награждать. 

— Недавно в Будславском костеле был пожар. Порой такие трагические события случаются и в других храмах. Государство оказывает содействие в восстановлении святынь, но в то же время важна и волонтерская помощь граждан. Как она должна проявляться?

— Наша сила в сплоченности. Не зря с различными бедами и напастями белорусы всегда справлялись «талакой». Уверен, вместе мы сможем вернуть одному из самых известных костелов Беларуси былое величие. Процесс восстановления храма Вознесения Пресвятой Девы Марии уже обсуждал председатель Миноблисполкома Александр Турчин вместе с духовенством и представителями профильных стройорганизаций. Вопрос на личный контроль взял Президент. Уверен, вместе мы сможем восстановить этот и многие другие святые для нас объекты.

— В этом году мы вспоминаем 80-летие начала Великой Отечественной войны. Будет ли расширяться такое направление, как военно-исторический туризм? Ставка на патриотические маршруты сможет стать точкой роста для внутренних путешествий?

— Наши земли неоднократно становились ареной боевых действий. Все это отражается в богатом военно-историческом наследии, которое сохранилось до наших дней. Это оборонительные замки, крепости, укрепления, доты, бункеры. В память о военных событиях созданы мемориальные комплексы, установлены обелиски, воздвигнуты памятники и горят Вечные огни. Кровопролитными сражениями и большими человеческими потерями особенно отличились война 1812 года, Первая мировая и Великая Отечественная войны. События тех времен увековечены в различных уголках нашей страны. Я бы рекомендовал к обязательному посещению туристами «Музей войны — территория мира» в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», комплекс «Ола», созданный на месте деревни, сожженной немецкими карателями вместе с жителями.

— Летом что ни выходные, то в стране проходят необычные фестивали: клубничный, вишневый, есть даже чемпионат по сенокосу. 10 июля на Могилевщине состоится масштабный праздник «Александрия собирает друзей». Туристическая отрасль может стимулировать развитие сферы услуг, транспортной инфраструктуры и стать драйвером развития регионов?

— Многое меняется в лучшую сторону. Да, может быть в разрезе регионов не все равномерно, но инфраструктура развивается. Улучшается придорожный сервис. На туристическом портале, указав желаемую дату и сроки путешествия, примерное направление, предпочтение по проживанию и тематике поездки, можно получить приблизительный маршрут с подсказкой остановок и интересных локаций. Важно, чтобы у людей был выбор: остановиться в комфортабельном отеле или под открытым небом на кемпинговой стоянке, поесть в ресторане или купить что-то в фуд-траке. 

А наши фестивали — настоящее богатство для развития туризма. Среди них «Браславские зарницы», «Звіняць цымбалы і гармонік» (Поставы), «Венок дружбы» (Бобруйск), «Зов Полесья» (Национальный парк «Припятский»), «Мотальскiя прысмакi» (Мотоль), «Августовский канал в культуре трех народов» (Гродненский район), «Сожскi карагод» (Гомель) и многие другие. 

Наши фестивали — настоящее богатство для развития туризма
Фото Ивана Яривановича

Туризм держится на трех китах: комплексность, целостность, системность. К каждому путешественнику нужен свой подход. Важно разрабатывать программы для индивидуального посещения и экскурсионных групп, создавать различные по тематике и цене туры. Значимые культурные и туристические объекты должны быть пространством равных возможностей. Конечно, все арт-площадки, галереи, музеи невозможно оборудовать пандусами, лифтами, но на ключевых, брендовых объектах, безусловно, это сделать необходимо. С гордостью отмечу, что в Национальном историческом музее мы сделали многое, чтобы все посетители чувствовали себя комфортно. Установили два подъемника, продублировали подписи к экспонатам шрифтом Брайля. А еще мы создали более 20 копий музейных ценностей, чтобы незрячий посетитель по тактильным характеристикам, весу, размеру мог «рассмотреть» предмет. 

БЛИЦОПРОС

— Любимый город Беларуси?

— Молодечно. Моя малая родина и место силы. 

— Любите готовить? И какое блюдо любимое?

— Готовить не люблю и не умею, но иногда провожу время у плиты. Любимые продукты — чеснок и яйца. Обожаю различные блюда с этими ингредиентами. 

— Как распределять семейный бюджет? Ваш совет читателям.

— Тут надо доверять женщинам. На мой взгляд, они лучше разбираются в этом вопросе. Да и в целом мужчина перестает быть руководителем, переступая порог дома.

— Что сейчас читаете?

— «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование» под научной редакцией Кирилла Рудого, а также знакомлюсь с избранными трудами философа, культуролога, социолога Евгения Михайловича Бабосова. 

— Ваш жизненный принцип? 

— Дипломатия и дистанция. 

hilkok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter