Более 120 тысяч туристов за год: каковы итоги введения в стране 30-дневного безвиза

Впечатления на экспорт

Год назад безвизовый въезд через Национальный аэропорт «Минск» для граждан более чем семидесяти стран увеличили с 5 до 30 дней. Первый вариант безвиза, пятидневный, проработал более года и показал: чтобы не спеша познакомиться с достопримечательностями страны, получить необходимые услуги, нужно больше времени. Указ № 295 его предоставил. Как вырос турпоток и интерес зарубежных гостей к нашим здравницам, сельскому туризму, услугам медучреждений, а также почувствовали ли наплыв гостей гостиницы? Что будет дальше с безвизом?

Ответы на эти вопросы мы искали на «круглом столе» вместе с директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андреем Молчаном, старшим советником главного консуль­ского управления Министерства ино­странных дел Светланой Борисенко, председателем правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерией Клицуновой, заместителем начальника отдела государственных закупок и методической работы Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Алексеем Желенковым, начальником управления предпринимательской деятельности, ценообразования и имущества Минис­терства здравоохранения Дмитрием Калистратовым и начальником отдела организации и развития гостиничного хозяйства главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Любовью Сойкой.

фото виталия пивоварчика.

Есть эффект!

«Р»: Андрей Леонидович, ожидания туротрасли оправдались?

Андрей МОЛЧАН.
А. Молчан: Да, сейчас мы видим рост числа прибывающих через аэропорт. С момента первого безвизового режима пассажиропоток увеличился на треть. Мы также сравнили общие данные по прибытиям за 11 месяцев действия 5-дневного безвиза, с июля 2017 по июнь 2018-го, и 11 месяцев 30-дневного, с июля 2018 по июнь 2019-го. Получилось 101,3 тысячи человек против 122,3 тысячи — прирост около 21 процента.

В прошлом году экспорт туруслуг составил более 230 млн долларов. За пять месяцев этого — 87,7 млн долларов. Июнь еще считаем, но, по оценкам, получится 106 млн долларов. Львиная доля — услуги гостиниц и средств размещения. Мы также отмечаем прирост клиентов в наших санаторно-курортных учреждениях. В частности, более 8 процентов по итогам прошлого года. Сейчас 27 процентов отдыхающих там — иностранцы.

Безвизовый режим в любом формате вообще большое благо. Вот, например, посмотрите, как расцвел буквально за пару лет Гродно! Брест — лидер по заполняемости гостиниц. Средняя загрузка по году превысила 65 процентов. А это близкая к оптимальной отметка. В Минске такое было лишь во время II Европейских игр, когда средняя заполняемость составила 74 процента. Турпоток в региональных безвизовых зонах за последние два года вырос в 2,5—3 раза.

Светлана БОРИСЕНКО
С. Борисенко: Министерство ведет целенаправленную работу по заключению договоров об обоюдном безвизовом режиме. Сейчас их около 25. И еще около полусотни стран, куда безвизовые поездки можно совершать по дипломатическим и служебным паспортам. Если не удается достичь договоренностей либо мы видим, что какие-то страны для нас приоритетны, вводится безвизовый режим в одностороннем порядке, как это было по Указу № 8. Он разрешил прилетать гражданам более 70 государств через аэропорт без виз. За прошедшие полгода действия расширенного безвиза 66 тысяч человек посетили страну. Есть и региональный туристический безвизовый режим — речь идет о зоне Гродно, Августовского канала и Брестском регионе. Там за полгода пересекли границу 68 тысяч иностранцев. В сумме через аэропорт и региональные пункты пропуска въехало 134 тысячи. При этом в загранучреждениях за это время выдано 102 тысячи виз. Судя по цифрам, можно сказать, что в стране созданы все условия для комфортного въезда туристов.

Считаем туристов по-новому

«Р»: Гражданам каких стран больше всего приглянулся наш безвиз? Что мы знаем о безвизовом туристе?

С. Борисенко: Чаще всего к нам прилетают туристы из Германии, Италии, Польши, Великобритании, США.

Валерия Клицунова.
В. Клицунова: Нужны исследования о тратах, мотивации для приезда, об ожиданиях и впечатлениях. На это нужно выделять деньги. В маркетинге вообще 40 процентов всех трат идет на исследования. Возможно, через год ситуация изменится: в феврале к нам в БГУ приедет профессор Сюзан Слокум из Университета имени Джорджа Мейсона. В течение четырех месяцев она вместе со студентами будет изучать, кто и зачем к нам едет, проведет анкетирование в аэропорту и в популярных у гостей местах вроде Беловежской пущи или наших замков. Кроме того, вероятно, в нашей стране на подходе сателлитные счета — методика подсчета туристов и их трат от Всемирной туристской организации.

А. Молчан: Я бы даже сказал, что они не на подходе, а активно используются. Здесь надо отдать должное Белстату, который весьма активно в последние несколько лет отрабатывает эту тему. Мы уже построили второй вспомогательный счет. Чтобы вы понимали: туризм — многоформатная индустрия. Он включает в себя размещение, проживание, транспорт, ряд услуг… Подсчитать все это непросто, есть десятки параметров и индикаторов. Но получилось благодаря разработке и внедрению сателлитных счетов. Мы, к слову, одни из первых на постсоветском пространстве сделали это благодаря плотному сотрудничеству с экспертами ВТО и заинтересованности специалистов Белстата. Первый раз узнали реальный вклад туризма в ВВП в начале 2017-го по данным за 2014-й: данные берутся с отставанием в два года. Благодаря этим подсчетам доля туризма — 1,8 процента. К слову, совсем недавно появились данные за 2016 год: прямой вклад туризма в ВВП уже 2,2 процента.

Многие возразят, мол, вклад туризма в ВВП должен составлять 10—15 процентов. Позвольте пару замечаний. Так, есть общий вклад туризма — речь о его влиянии на смежные сферы, а есть — прямой. В методиках ЮНВТО описан механизм подсчета последнего. И мы со своими 2,2 процента — крепкий середнячок по сравнению даже с соседними странами Восточной и Центральной Европы. Судите сами: с применением сопоставимой методики подсчета у Польши — 1,5 процента, Чехии — 1,7, Венгрии — 1,8, Литвы — 1,9, Латвии — 2,6 процента. Конечно, нам есть куда расти. Но 10 процентов — это уже не очень хорошо. Тогда экономика становится монозависимой.

В. Клицунова: Позвольте поинте­ресоваться, а за счет чего это происходит: туристов стало больше или выросли их траты?

А. Молчан: За последние три года мы видим рост числа туристов. По данным Госпогранкомитета, в 2017 году к нам въехало чуть больше 4 млн туристов. В прошлом году — уже 4,7 млн. Но в этих цифрах не учтены посетители, приехавшие к нам через белорусско-российский участок госграницы, где паспортного контроля нет. Сейчас совместно с Белстатом разработаны специальные методики подсчета турпотока и через этот участок. Мы проводим мониторинги и по специальной формуле получаем расчет общего количества въезжающих. С учетом досчета вышли на внушительные цифры. Так, в 2017-м было 11,1 млн туристов, в 2018-м — 11,6 млн. Очевидно, что многие россияне едут транзитом, но это тоже туристы. Цифра въезда, которая больше населения страны, — неплохой показатель. Это раз. Стоимость услуг, пусть ненамного, но тоже растет.Это два. В среднем в этом году, по данным наших мониторингов, иностранный гость ежедневно тратил минимум 100 долларов.

Отмечу еще один любопытный момент, связанный с сателлитными счетами. Во многих странах базой развития туротрасли служит внутренний туризм. У наших профессионалов этот показатель пока не вызывает особого восторга. Но благодаря построению вспомогательного счета мы узнали, что в упомянутых 2,2 процента к ВВП доля въездного — 1,2 процента. Еще 0,9 процента дает внутренний. Не зная этой цифры, складывалось впечатление, что внутреннего туризма у нас практически нет. Однако мы вышли на довольно сбалансированный показатель.

Безвизовый режим способствует приросту числа туристов в нашу страну.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Глубинка готовится удивлять

«Р»: Валерия Анатольевна, почувствовали ли агроусадьбы наплыв приезжих гостей за последний год?

В. Клицунова: Число иностранных туристов растет, но невнушительными темпами и в основном около Минска. Поездки в регионы и на более длительный срок планируют заранее — за год. Считаю, важно, чтобы агроусадьбы здесь работали в связке с туроператорами. Они в этом году активизировались, стали ездить по глубинке, знакомиться с хозяевами и затем включать понравившиеся объекты в турпрограммы. Знаете, я бы в любой тур обязательно включала усадьбы: там личный контакт с хозяевами, сильные эмоции, впечатления, а это самый продаваемый товар.

Надо понимать, что у нас сразу не будет вала туристов из-за безвиза. Главное, что есть движение. К слову, о движении. Было бы неплохо, если бы безвизовые туристы в будущем могли передвигаться на своих авто. Что нас смущает, так это необходимость регистрации: хозяин должен в течение трех часов сообщить об иностранном госте через специальную базу, доступ куда еще надо купить.

С. Борисенко: Уже сейчас идет работа по увеличению сроков регистрации до 10 дней. Наша милиция пошла дальше: на Едином портале электронных услуг ОАИС иностранец может зарегистрироваться онлайн, как только получил отметку в паспорте о пересечении границы, и сообщить, где будет жить. Это же может сделать и, скажем, хозяин усадьбы, к которому он едет.

Страховка преткновения

«Р»: А как обстоят дела в наших медуч­реждениях? Дмитрий Васильевич, вам слово.

Дмитрий Калистратов.
Д. Калистратов: На оказании медицинских услуг иностранцам в прошлом году мы заработали порядка 43 млн долларов. В основном им требовались услуги в области онкологии, кардиологии, неврологии, стоматологии, пластической хирургии, диагностики. За пять месяцев этого года к нам приехали представители 120 стран — без малого 65,5 тысячи человек. Это на 10 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. С начала года платные медуслуги иностранцам принесли нам 19,3 млн долларов. Это без учета средств, заработанных на размещении пациентов в палатах повышенной комфортности, транспортных и прочих сопутствующих услуг. Мы проанализировали: из 74 стран безвизового перечня нас посетили гости из 55 государств. Средний чек за оказанную услугу составил 294 доллара на одного иностранца. В то же время в нашу статистику попадают данные о прохождении медосмотра иностранными студентами. Только в БГМУ их около 2 тысяч.

А. Молчан: Отмечу, что мы не считаем иностранных студентов туристами.

«Р»: Какие барьеры в работе с иностранными пациентами есть сегодня?

Д. Калистратов: Языкового точно нет. Наши врачи, как правило, владеют разными языками, не только английским. К тому же в клиниках остаются работать вчерашние студенты из-за рубежа. К слову, в наших медицинских вузах обучаются иностранцы из 65 стран. Так что коммуникацию организовать несложно.

А. Молчан: Одно из препятствий увеличения числа пациентов из стран дальнего зарубежья в том, что многие медстраховки не покрывают стоимость услуг, оказываемых здесь. Надо работать со страховыми компаниями и на правительственном уровне, чтобы решить этот вопрос.

Д. Калистратов: Это станет возможным при наличии международной сертификации — огромный пласт работы, не говоря о стоимости.

По данным мониторингов Минспорта и туризма, в этом году средний чек иностранного гостя ежедневно составлял минимум 100 долларов.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО


Санаториям не помешает ребрендинг

А. Молчан: По поводу незнания иностранных языков: в 90 процентах санаторно-курортных учреждений есть эта проблема. Местами говорят, мол, все равно наш клиент русскоговорящий. Нас немного напрягает, что мы слишком завязаны на российский рынок. Мониторинг в разных областях показывает: у соседей пропадает интерес к нашим здравницам. Они активно развивают в своей стране и санаторно-курортное лечение, и агроэкотуризм, появляются инструменты господдержки этих направлений. Коллеги из Москвы и Московской области уже говорят, что у нас дорого, хотя качество услуг довольно высокое.

Алексей Желенков.
А. Желенков: Все логично. Стоимость услуг по санаторно-курортному лечению, приобретенных за счет бюджета, в полтора раза ниже стоимости в свободной реализации. При этом если граждане получают льготную путевку, оплачивают ее частично или не платят вовсе. Такую же поддержку оказывают и в России. Что касается покупки за свой счет, то спрос на услуги наших здравниц со стороны восточных соседей остается стабильно высоким. При этом цены для россиян такие же, как и для белорусов. Сейчас средняя стоимость суток пребывания в стандартном двухместном номере — 55 рублей. При этом на третий квартал мест практически нет: реализовано более 95 процентов путевок. Хочу обратить внимание: в стоимость путевки включено не только комплексное лечение, но и 5—6-разовое питание по заказному меню, проживание в комфортабельных номерах и культурно-массовая работа, поэтому нельзя сказать, что это дорого.

Ежегодно в среднем 40 процентов путевок, находящихся в свободной продаже, выкупают иностранцы, остальные — наши граждане. При этом более 90 процентов из этих иностранцев приезжают к нам из России. Мы подсчитали: средний чек россиян за период пребывания в здравнице за счет допуслуг составляет около 800 рублей. Это на 150 рублей больше, чем у белорусов. С другой стороны, российский средний чек на 200 рублей меньше, чем у лиц, посетивших отдельные санатории по безвизу. Кстати, основная масса безвизовых туристов попадает в здравницы не через аэропорт, а через автодорожные и железнодорожные пункты пропуска. Все-таки стоимость перелета и трансферта до места отдыха для них — ограничивающий фактор: большинство этих иностранцев предпенсионного возраста или «молодые» пенсионеры. В то же время в подпадающих под региональный безвизовый режим организациях Брестской и Гродненской областей число приезжих гостей выросло на 10 процентов, а выручка от экспорта — минимум на 15 процентов. Но есть одна проблема: срок пребывания по безвизу в регионах всего 10 дней. Для прохождения полноценного курса лечения необходимо пробыть в здравнице 18—21 день. Минимум, в который можно уложиться при достаточно плотном графике оказания медицинских услуг, — две недели.

А. Молчан: Осознавая эту ситуацию, Минспорта и туризма инициировало внесение изменений в соответствующие указы о безвизовых режимах в регионах. Сейчас планируется увеличить срок пребывания там до 15 дней, а две зоны — объединить, чтобы не было сложностей с передвижением. Но от идеи расширить территорию за счет включения новых районов мы отказались. Погранкомитет предложил пойти по другому пути: по организованному туру можно выехать за пределы зоны в любом направлении. Главное — вернуться в изначальный пункт пропуска и правильно выехать. Проект соответствующего указа доработан и внесен на рассмотрение в Совмин.

Вместе с тем в дальнем зарубежье не совсем понимают нашу концепцию санаторно-курортного лечения. Без маркетинга не обойтись.

А. Желенков: Есть такое: когда европейский турист читает sanatorium, у него возникают ассоциации не с тем, что из себя представляют наши здравницы. В то же время называться спа-отелями для них тоже не совсем правильно, потому что основной вид деятельности санаториев — предоставление медицинских и оздоровительных услуг.

«Р»: Может, нужен ребрендинг?

А. Желенков: Для полноценного выхода на европейский рынок нужен обязательно. Сейчас большинство иностранных клиентов наших здравниц знают, что такое санаторий, только потому, что сами либо проживают в странах бывшего Советского Союза, либо эмигрировали из них в дальнее зарубежье.

Чаще всего к нам прилетают туристы из Германии, Италии, Польши, Великобритании, США. 
Фото Алексея МАТЮША


«Состоятелен, прилетает по делам»

«Р»: Во время беседы мы установили, что прилетающие по безвизовому режиму туристы много времени проводят в Минске. Как это сказывается на заполняемости гостиниц?

Любовь Сойка.
Л. Сойка: Согласно статистическим сведениям, в прошлом году количество туристов увеличилось по сравнению с количеством туристов в 2017-м на 12 процентов, но структура осталась прежней: 76,7 процента туристов в гостиницах — иностранцы, из них 36 процентов — граждане вне СНГ. В прошлом году увеличилось количество туристов из России, Казахстана, граждан вне СНГ. Затрудняет делать выводы отсутствие единообразной методики учета туристов. Загрузка гостиниц за прошлый год составила 50,1 процента. В январе — июне этого года — уже 54,3 процента. Конечно, свою лепту внесли Европейские игры. Общее количество заселенных номеров в гостиницах за июнь выросло по отношению к июню прошлого года на 25 процентов. Чаще всего турист, заехавший по безвизу, — это гость столичного отеля, состоятелен, приезжает через Национальный аэропорт, возможно, участник крупного мероприятия.

А. Молчан: Хочу заметить, что Минску сегодня не хватает хорошего конгресс-холла. Это положительно повлияло бы на поток туристов.

Л. Сойка: Действительно, при наличии в городе крупных конгресс-холлов у нас было бы больше гостей. Сегодня в Минске работают отели, которые управляются международными сетями, имеют возможность предоставлять конгресс-услуги, но для масштабных международных мероприятий этого недостаточно.

Что любопытно: растет число китайских гостей, они охотно бронируют отели 4—5 звезд. По прогнозу, в ближайшее время китайский турист будет самым многочисленным, и к этому нужно готовиться. В планах на 2020 год — сертификация гостиниц на категорию China friendly, чтобы обеспечить высокий уровень сервиса.

А. Молчан: Рынок Китая мы хорошо отработали в плане демонстрации наших услуг в прошлом году, который официально был объявлен Годом туризма Беларуси в Китае. Мы должны комплексно также отработать и другие рынки, чтобы больше привлекать к себе туристов и из других уголков мира. Например, из стран Персидского залива.

Аэропорт, вокзал, граница

«Р»: Очевидно, нынешний вариант безвизового въезда неокончательный. Какие варианты развития событий зреют в министерских кругах?

А. Молчан: Безвизовых режимов у нас много, и каждый вносит свою лепту. Теперь надо их унифицировать. Действие указа о безвизовом въезде через аэропорт как минимум надо распространить на региональные аэропорты. В ближайшее время вместе с МИД будем это инициировать. Но главное — уйти от фрагментации и перенести безвизовый въезд на наземные пункты пропуска. Думаю, в ближайшей перспективе это получится. И тогда Беларусь станет одной из самых гостеприимных стран минимум в нашем регионе.

druk@sb.by

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter