Возвышенное и земное

Завершен монтаж нового органа в минском Архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии
Завершен монтаж нового органа в минском Архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии

Процесс соединения в единое целое 2 тысяч труб общим весом почти 7 тонн занял у мастеров всего три недели. Теперь в течение трех месяцев совершать таинство превращения этого сложнейшего «конструктора» в неповторимый музыкальный инструмент предстоит настройщикам.

Известный белорусский органист Владимир Невдах — он первым опробует новый инструмент — называет эти сроки экстремальными. Но члены семьи Пфлюгер, династии австрийских органных мастеров, похоже, работают здесь не ради денег. Ежедневно с 7 утра и до полуночи, без выходных и часто без обеда они терпеливо подгоняют, прилаживают и шлифуют бесчисленные детали, большинство из которых — всего лишь в несколько миллиметров толщиной... Пожалуй, все имеют представление, как звучит орган (в Беларуси их около сотни), но многим невдомек, до какой степени это сложный инструмент. А этот станет и вовсе особенным. Владимир Невдах утверждает, что орган в минском Архикафедральном соборе можно будет назвать лучшим во всей Восточной Европе. И свои слова он, выпускник факультета церковной и органной музыки австрийского университета музыки и искусств, способен убедительно аргументировать.

Дело в том, что большинство современных органов — фабричного производства или построены столетия назад, когда требования к качеству звучания были все же иными. «Наш» орган — это прежде всего пресловутая ручная работа, столь редкая и так высоко ценимая в нынешнем техногенном мире. И хотя его звук стилизован под звучание органов эпохи барокко, возможности этого инструмента гораздо шире, поскольку строили его с применением самых современных технологий. На воплощение проекта, задуманного Владимиром Невдахом вместе со своим педагогом, профессором университета музыки в Граце и почетным доктором Белорусской академии музыки Иоганном Труммэром, потребовалось больше четырех лет. К осуществлению идеи подключилась семья искренне верующих органных мастеров, которые взялись за создание уникального инструмента, построив его специально для минского собора. Сейчас младшие сыновья главы семейного клана Мартина Пфлюгера укрепляют последние детали громоздкой конструкции, а на днях в Минск приедет он сам в компании старшего сына «создавать органу голос», как здесь говорят.

Прихожане собора услышат первые аккорды инструмента, происхождение которого считалось «божественным» еще у современников Гомера, во время рождественской службы 25 декабря. Хотя не исключено, что и раньше. 21 октября в престольный праздник храма в костеле будет выставлена икона Божией Матери, подаренная белорусским католикам Иоанном Павлом II незадолго до своей кончины. В честь такого большого события предполагается досрочно завершить и реставрацию фресок под сводами храма. К слову, Мингорисполком и Министерство культуры намерены продолжать финансирование реставрационных работ — немало фресок, не менее удивительных, чем те, что открылись, спрятано под слоями штукатурки и на стенах собора. К Рождеству костел должен приобрести свой первоначальный вид, стать настоящей духовной святыней. Впрочем, здесь и сегодня, несмотря на строительный беспорядок, чувствуется нечто мощное, искреннее и светлое. Нечто большее, чем просто хорошее общее дело...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter