Возвышенное и земное

В жизни ее зовут Катей Любчик, в свободное от посещения мастерской скульптора время она ходит по подиуму, учится в БГЭУ, преподает в торговом колледже и осваивает правила вождения...

Проезжая мимо оперного театра, друзья студентки БГУ Полины Шубы частенько притормаживают — не всякий, глядя на изваяние богини, украшающей фешенебельный фасад, может вот так запросто, как они, сказать: «А я знаю эту девушку!» Больше года Полина позировала Геннадию Буралкину для его Мельпомены, которая отныне надолго заняла свое место над парадным входом в театр. В сентябре к ней присоединится Полигимния — в жизни ее зовут Катей Любчик, в свободное от посещения мастерской скульптора время она ходит по подиуму, учится в БГЭУ, преподает в торговом колледже и осваивает правила вождения... Теперь и вы знаете эту девушку.


И все–таки вопрос, насколько сопоставимы живой человек и произведение искусства, остается риторическим. Десятки фильмов и романов пытаются объяснить их сложное родство, но понять, что вдохновило художника на создание вечного творения, может, пожалуй, только он сам. А каково музе? Испытание избранностью еще с библейских времен считалось тяжелейшим нравственным опытом...


Муза


Впрочем, музы нынче другие, к испытаниям привычные. И моделям Геннадия Буралкина, титулованным «мисс» и профессиональным моделям Белорусского центра моды ощущать себя небожительницами не в новинку. Ведь подиум сейчас — это что–то вроде современного Олимпа, где девушки — живое воплощение богинь, недосягаемо прекрасных и просто недосягаемых... Ничего странного, что искать образец для своей первой богини скульптор отправился в модельное агентство Тамары Гончаровой. Пусть себе говорят, что стандарты красоты теперь иные, в действительности греческий идеал — эталон на все времена. Так что Мельпомена нашлась довольно быстро. А Полигимния... пришла к нему сама.


— Знакомые Владимира Жбанова, соседа Геннадия Васильевича по мастерской, знали, что Буралкин ищет девушку для новой музы, — рассказывает Катя Любчик. — Естественно, скоро об этом узнали знакомые этих знакомых, еще одни знакомые... В общем, когда эта новость дошла до меня, я решила позвонить, не теряя времени...


При встрече она прямо так и сказала: «Хочу быть вашей музой». Он присмотрелся — и понял: она!


— Состояние влюбленности для художника очень важно, — откровенничает Буралкин. — Потому что это и есть вдохновение! И хоть я уже не так молод, красота для меня до сих пор — необъяснимое чудо... У Кати абсолютно греческие пропорции. А еще она оказалась фантастически терпеливой и некапризной.


— Конечно, это непросто — простоять в одной позе три часа, — подтверждает Екатерина. — Тем более что позировать Геннадию Васильевичу первое время приходилось каждый день. Но зато сколько всего я от него узнала, ведь таких творческих знакомых у меня еще не было! Например, поняла наконец, зачем существует опера, балет. У нас в школе ведь как было? «Сегодня все идем в театр! Кто не идет — завтра получит «два» по математике!» Откуда взяться любви к театру? Но благодаря Геннадию Васильевичу я впервые увидела «Лебединое озеро» другими глазами — масштаб действия меня просто потряс, это было так классно! А как он поддерживал меня, когда я участвовала в конкурсе «Мисс Минск», а потом и «Мисс Беларусь»... И постоянно меня подкармливал — я ни разу не уехала из мастерской, не выпив чаю.


Модель


— А еще говорят, что все модели истязают себя голодом, — слушая Катю, я не могу удержаться от язвительного комментария.


— Это только глупые модели голодают, — парирует она. — Для поддержания формы достаточно спорта — скажем, сейчас я постоянно хожу в тренажерный зал, занимаюсь йогой. А когда мы готовились к конкурсам, нас кормили просто на убой: суп, салат, котлета... Организаторы специально следили, чтобы никто из девочек не «халявил», чтобы все ели. Конечно, поначалу были среди нас такие, кто пытался «соблюдать диету», но это скоро прекратилось. Во–первых, конкурс — это слишком большой стресс, зачем усугублять его голоданием? Во–вторых, слишком худые девчонки смотрятся на сцене болезненно — кому это надо?


— Неужели скажете, что и жестокая конкуренция между моделями, о которой так любят сплетничать глянцевые журналы, — миф?


— Конкуренция есть, конечно. Но чтобы насыпать стекла в туфли сопернице — такого не бывает. Наоборот, на конкурсах красоты все девчонки в любой момент готовы поддержать друг друга, подать стакан воды, утешить. Истерики же случаются на таком пустом месте... Между прочим, больше всех не уверены в своей красоте как раз самые красивые, им постоянно нужны доказательства, что у них интересная внешность. Обычным девушкам в этом смысле намного проще.


— А я знаю немало «обычных девушек», которые мечтали хотя бы отчасти быть похожими на вас...


— Когда меня прямо с улицы пригласили в модельное агентство (мне было 15 лет), я сильно удивилась и даже во время своего первого показа не могла избавиться от навязчивой мысли: «Боже мой, наверное, они что–то перепутали, меня не должны были сюда пускать, сейчас все заметят, какая я на самом деле...» Ну а потом это стало просто работой.


— Кстати, о работе. Это реально — сделать успешную карьеру модели в Беларуси?


— Честно говоря, у нас модельный бизнес пока только развивается. Девчонок красивых много, работы мало. Поэтому все успешные белорусские модели куда–то уезжают — я и сама только что вернулась из Испании, где совмещала отдых с фотосессией... Но лет через 10, думаю, работы для нас и здесь будет немало. Это я вам говорю как будущий экономист–маркетолог. Но я к тому времени уже вряд ли буду выходить на подиум.


Богиня


Увидев свою 5–метровую «копию», Катя озадаченно примолкла, нам тоже стало как–то не до легкомысленных разговоров.


— У меня и сейчас порой мурашки по коже, стоит только подумать, какое ответственное дело поручено нам с Александром Финским (скульптор Александр Финский — автор еще двух муз: Каллиопы и Терпсихоры. — Авт.). Ведь нас эти богини точно переживут... — продолжает Геннадий Васильевич. — Когда устанавливали на фасад оперного театра мою первую скульптуру, я испытал настоящий шок. Только недавно успокоился, стал ездить мимо спокойно — а то все оценивал, где чего недоглядел. Но нет, вроде все нормально... Только окончательный цвет там будет другой — тоже золото, но как бы состаренное.


Жена


— Вы часто лепили женщин, которых любили? — пытаюсь перевести разговор в более непринужденное русло.


— Всегда! Вот только главную свою любовь — жену Тамару уговорить позировать мне удалось всего дважды... Хотя она и сейчас красива, а тогда я влюбился в нее сразу же, как увидел. Кстати, она шутит, что выиграла меня в карты: договорилась с подругой, что та познакомит нас, если моя Тамара выиграет у нее 15 карточных партий. Выиграла 16...


— И как вы за ней ухаживали? Стихи читали?


— И даже пел! Я ведь сначала музыкальное училище закончил по классу баяна и только в армии серьезно увлекся рисованием...


— А у меня пока не было такого серьезного чувства, чтобы хотелось провести рядом с кем–то всю жизнь, — признается Катя. — На конкурсах красоты вокруг девушек всегда столько сомнительных людей... И если тебе важна твоя профессиональная репутация, приходится контролировать свои чувства. Но внимание на мужчин я, конечно же, обращаю. Особенно когда у них красивые руки... Жаль только, что у скульпторов руки всегда по локоть в глине...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter