Возвратит ли меценат раритеты?

Возвратит ли меценат раритеты?

ПОДГОТОВЛЕН проект плана по возвращению культурных ценностей на 2017—2018 годы. За эту работу возьмутся МИД и Министерство культуры. Суть в том, чтобы вести переговоры с зарубежными музеями и владельцами частных коллекций для создания как минимум временных экспозиций.

Идея, как мне кажется, ко времени. Ведь произведения искусства, которые прославляют нашу страну и, возможно, там, где-то за границей, не востребованы в полной мере, смогут украсить музейные и выставочные коллекции на исторической родине.

Возьмем для примера некоторые разработки. В плане — переговоры с Высшей национальной горной школой Парижа о получении документов (или их копий), связанных с проживанием Игната Домейко во Франции. Или диалог с музеем Фицуильяма в Кембридже о передаче во временное пользование белорусской стороне доспехов коллекции Радзивиллов для выставки в Несвижском замке. А еще — проект с библиотекой Тартуского университета, что в Эстонии, для изготовления копии инкунабулы, изданной в 1496 году в Страсбурге, с экслибрисом и печатью Несвижской библиотеки...

Бесспорно, идея по возвращению культурных ценностей сложна в воплощении. И не столько в плане скрупулезной работы наших дипломатов, сколько в том, что доставка национального наследия требует финансов. А с деньгами, как известно, особенно с теми, которые могут быть направлены на культуру, сложно. И перекладывать ответственность за это важное дело только лишь на плечи государства не самый мудрый вариант. На мой взгляд, стоит подключать активнее к этому процессу спонсоров.

Признаем, что как раз за последние годы институт меценатства в Беларуси наконец начал работать. Это подтверждает традиционная январская церемония чествования спонсоров культуры, а доказывают реальные дела. Возьмем небезызвестный проект Белгазпромбанка «Художники парижской школы — уроженцы Беларуси». Хоть и собственность банка, а уже несколько раз прокатывалась по стране. Считается крупнейшим собранием работ экспрессионистов не только в Беларуси, но и в Восточной и Центральной Европе. Работы Шагала, Сутина, Рущица, Кикоина, Цадкина… Картины выдающихся мастеров не просто получили статус историко-культурной ценности республики. Они по праву относятся к шедеврам европейской и мировой живописи. Кстати, наиболее ценным приобретением Белгазпромбанка стала картина Сутина «Ева». Это самое дорогое художественное произведение, купленное за годы независимости Беларуси на аукционе «Сотбис» в 2013 году за 1 миллион 805 тысяч долларов. Но это же огромные деньги! Хорошо, что банк может взять на себя такие затраты.

Разумеется, не всегда по карману замахнуться на классиков мирового масштаба. Но умерить аппетиты возможно. Возьмем, к примеру, творчество известного речицкого художника Александра Исачева. Его работы находятся в частном собрании одного из минских коллекционеров, однако самые известные — в галереях Швеции, Германии, Франции, Израиля и США. В Речицком краеведческом музее его картин единицы, но больше в государственных собраниях Исачева нет. Не задуматься ли о возвращении работ и этого художника?

На каких именно ценностях, находящихся за пределами Беларуси, будут настаивать эксперты специальной комиссии, станет известно лишь в следующем году. Смею надеяться, что в шорт-лист войдут самые востребованные предметы искусства и истории, а к их доставке на родину приложат руку сильные мира сего.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter