Возвращенная красота

В Фарном костеле Гродно спустя 5 лет открылся главный алтарь

В Гродно произошло событие, значимое не только для верующих христиан-католиков, но и для всех, кто с уважением и любовью относится к истории одного из древнейших городов Беларуси

В кафедральном соборе Святого Франтишка Ксаверия, или, как принято называть среди горожан, Фарном костеле после пятилетней реставрации открылся главный алтарь. Торжественная церемония собрала тысячи людей.

С этого дня Фара в полной мере вернула свое великолепие, еще раз подтвердила право находиться в ряду красивейших храмов и ценнейших памятников истории и архитектуры. Этому предшествовал пятилетний труд священнослужителей, ученых и мастеров, чьими совместными усилиями обновлен алтарь, серьезно пострадавший в 2006 году во время случившегося в костеле пожара. Четыре сгоревшие деревянные скульптуры — святого Амброзия, апостолов Якова и Фомы и мецената Лозового — вырезали из цельной липы, как это и было в оригинале, резчики из Вороново Казимир и Игорь Мисюро. Золочение выполнили литовские специалисты. А научное руководство работами осуществляли опытнейшие специалисты — Владимир Кислый с белорусской и Павел Садлей с польской стороны.

Восстановлены не только утраченные фигуры, но и пострадавшие в пламени рельефные колонны, часть балюстрады, декор. Алтарь засиял во всей красе, поражая величием и одухотворенностью, он создан в первой половине восемнадцатого столетия резчиком из Кенигсберга Иоханнесом Шмидтом и его учениками по проекту прусского архитектора Паукера.

А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых.

Однако осуществляться замысел правителя начал лишь много лет спустя, уже после его смерти. В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

С тех пор любимый горожанами храм хорошел и наполнялся предметами, ценными не только как духовные символы христианства, но и как произведения искусства. Так, своды храма украсили великолепные фресковые росписи, сюжеты которых повествуют о миссионерских деяниях Франтишка Ксавери. Затем здесь появились уникальные маятниковые часы, считающиеся самыми старыми в Европе. Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует. Интересно, что в XIX — начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата.

Часы шли до начала Первой мировой войны. После чего многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза — 60-килограммового камня, который опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Часовая стрелка на их циферблате имеет метровую длину, минутная — 115-сантиметровую.

Художественную и историческую ценность представляли собой храмовые колокола, отлитые в 1665 году. Три из четырех, в том числе большой часовой, в годы Первой мировой увезены в Германию. Новые колокола появились в 1938-м.

Бесценной можно с полным правом считать и еще одну храмовую святыню — икону Матери Божией Конгрегатской, дарованную гродненцам Папой Римским и находящуюся в городе с 1641 года.

За столетия Фарный (кстати, этот статус он получил гораздо позже, после уничтожения уже в советские годы стоявшего прямо напротив, на другом углу центральной площади Фарного костела) оброс легендами и былями. Так, гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла древний костел. А позже, в шестидесятые годы ХХ века, его сохранили сами горожане. Тотальная борьба с религией, как известно, сопровождалась уничтожением христианских ценностей, и Фарный также попал в этот черный список. Однако, узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали здесь осаду, сутками напролет не покидая здание. И отстояли-таки свою Фару.

Благодаря им Кафедральный собор сегодня по-прежнему украшает центральную площадь Гродно. Как произведение архитектуры барокко, он входит в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Восстановление алтаря — лишь первый шаг на пути реставрации старинного храма. Работы будут продолжаться, красота храма — множиться и расти.

На снимке: алтарь Фарного костела в Гродно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter