Возвращение забытого символа?

Вынесенное в название восклицание не случайно.
Вынесенное в название восклицание не случайно. Поиском национальных символов на протяжении всего ХХ столетия была обременена интеллигенция многих народов, в том числе и нашего. А символ - это не просто знак, это - и традиция. А традиция - это то, что определяет облик народа, этноса даже не веками, а тысячелетиями, то, что "ад прадзедау спакон вякоу".

Помните, один из своих сборников Винцент Дунин-Марцинкевич назвал "Дудар беларускi", а Франтишек Богушевич - "Дудка беларуская"? А вспомните псевдоним поэта Александра Дайлидовича - Дудар или фамилию драматурга Алексея Дударева. Подобные имена отнюдь не случайны. Все дело в статусе и роли дуды, очень древнего и почти забытого сегодня музыкального инструмента, который ранее чуть ли не определял жизнь каждого белоруса. Без дуды не обходились ни один обряд, ни один праздник.

Но чем так особенны дуда и искусство игры на ней? Чтобы выяснить это, я обратился к Тодару Кашкуревичу, который уже много лет исследует этот инструмент. Тодар родился в 1963 году в семье известного графика Арлена Кашкуревича, работал в области монументального искусства, живописи, книжной и прикладной графики, его рукам подвластны металл и дерево. Поэтому первый мой вопрос к Тодару был закономерен

: - Интересно получается, ты из семьи известного художника, пошел по стопам отца. И внезапно откуда ни возьмись появился интерес к музыке? Или все не случайно?

- Да, я имею высшее художественное образование. Но однажды наступил момент, когда я понял, что не могу себе позволить мыслить аспектами только какого-то одного вида искусства. Культурная модель в нашей стране представляет собой разрозненные осколки некогда цельной мозаики, которую необходимо вновь собрать в целостный живой организм, крепко стоящий на корнях своей земли. Я убежден, что творческая личность в наше время обязана мыслить целостными культурными концептами, а не узкоцеховыми проблемами. Исходя из этого, мы вместе с культурологом и философом Сергеем Санько основали центр этнокосмологии "Kryuja" для исследования и реконструкции исконной дохристианской модели мира нашего народа. Дудами я заинтересовался под влиянием своего коллеги и друга Алеся Лося, с которым работал над реконструкцией древних инструментов. Сначала я учился играть, мастерить дуды, а впоследствии стал исследовать дударскую традицию.

- Каждый народ имеет свой инструмент-символ, который нередко является его визитной карточкой. У шотландцев это родственная нашей дуде "bagpipes", у русских - балалайка. Насколько уместно о нашей дуде говорить как о специфически белорусском национальном инструменте?

- Инструмент этот известен во многих европейских странах и даже в некоторых азиатских. Следует отметить, что тип "белорусской" дуды был распространен не только на территории собственно Беларуси, но и в нынешней Литве и Латгалии. Поэтому правильнее именовать нашу дуду "литовской", так как она свойственна всему культурно-историческому региону, лежащему в границах Великого княжества Литовского. Это позволяет считать нашу дуду общим наследием названных регионов. Уже в письменных источниках XV - XVI веков мы находим свидетельства бытования дуды на названных землях. Дуда действительно общенациональный инструмент, потому что бытовала как у простолюдинов, так и в шляхетской среде. В XIX веке ареал распространения дуды сокращается и ограничивается территорией Витебщины, Виленщины, Жемайтии и Латгалии.

- Что же случилось, почему дуда стала исчезать из жизни нашего народа?

- Высокий статус дуды сохранялся еще до второй мировой войны, но в это время уже начали "раскручиваться" другие музыкальные инструменты. Более популярными, "попсовыми" стали в лучшем случае цимбалы, в худшем - гармошка. Говоря о гармошке, отмечу, что пришла она к нам довольно поздно, искусив нашего сельчанина сильной, я бы сказал достаточно агрессивной, разудалой эмоцией. Ныне разрушителями традиции выступают современные электронные инструменты. Современная музыка убивает все иные звуки вокруг себя ярким, эмоционально сильным воздействием. И культурно дезориентированные люди положительно реагируют на захватывающие звуковые сигналы рок-, техно-, поп-, рэп-музыки, которые для них и сладки, и приятны...

- В начале минувшего века техника только начинала поход за сердцами и душами миллионов людей, стирая границы между народами, традициями и культурами. Неужели никто не пытался остановить культурной глобализации, несшейся вместе с новыми изобретениями цивилизации?

- Любопытный факт. В 1925 году наших дударей по предложению самого всесоюзного наркома культуры Луначарского предлагалось отправить на художественную выставку в Париж! Предшественник Академии наук - Институт белорусской культуры - с этой целью вызвал в Минск несколько дударей из Слуцкого, Борисовского и Червенского районов. Но отыскать мастеров было не так просто. Уже тогда, как отмечала пресса, "из молодых крестьян хороших дударей, знающих старые белорусские мотивы, почти не осталось, и таких пришлось искать среди стариков". Делегата в Париж от дударей все-таки нашли. Им стал Степан Шахавец (Шиковец) из деревни Холхолица Борисовского района. Но вот поехал ли он в далекую Францию - остается тайной. Хотя сам прецедент - наши дудари в Париже! - свидетельствует о многом. Дуда еще звучит в памяти старшего поколения всей северной Беларуси: надо видеть, как рассказывают люди о дуде и дударях! К сожалению, мы занялись фиксацией дударской традиции поздновато... В энциклопедии "Этнаграфiя Беларусi" этномузыковед Ирина Назина утверждает, что "апошняе публiчнае выкананне на дудзе зафiксавана › Полацку › 1951 годзе". Должен сказать, что на самом деле было немного иначе. 24 октября 1951 года, но не в Полоцке, а в Минске проходил республиканский смотр художественной самодеятельности, на котором выступал 85-летний Язеп Гвозд из колхоза имени Красина Ушачского района, который, по сообщению газет тех времен, "на старада›няй беларускай дудзе добра выкана› беларускiя i рускiя танцы". Мне же известно, что живые дудари были еще в 80-е годы...

- Тодар, очевидно, что твой инструмент очень древний. Может, у шотландской и нашей дуды общие истоки? Занимаясь исследованием мифологии, язычества, нашел ли ты в глубине народной традиции какие-либо сведения о дудах?

- Я пришел к выводу, что дуда на наших землях - это не просто один из музыкальных инструментов. Она очень тесно вплетена в нашу дохристианскую модель мира и связана с обрядом жертвоприношения козы на Коляды. Дело в том, что именно из принесенной в жертву козы изготовлялась дуда, на которой играли в самые важные праздники, существенные в жизни белоруса события: на Новый год, Вялiкдзень, крестины, свадьбу, даже на похороны.

- Ранее у дуды была такая важная роль, а сейчас ее звук почти не слышен. Когда же вы, старатели, сделаете нашу дуду вновь живой и узнаваемой?

- Процесс уже "запущен". С 70-х годов возрождением этого инструмента занимаются несколько мастеров. Не у всех, правда, получается... Первым мастером, воссоздавшим инструмент по традиционным канонам, был упомянутый уже Алесь Лось. Аутентичность, соответствие первоначальному облику - проблема не только современных мастеров-дударей, это проблема вообще всего нашего фольклора и этнографии. Нам, как никому, необходимо глубоко осмыслить созданное предками, а далее уже мыслить о каких-то авторских интерпретациях. В дударском деле существует еще одна проблема: мы не имеем ни одной звукозаписи, поэтому реконструировать мелодию приходится по близким соседним образцам. Вообще, хотя бы в некоторых музыкальных вузах стоило бы ввести класс обучения игре на дуде, чтобы традиция не была утеряна снова. Ведь сегодня, и это касается не только народной музыки, мы являемся свидетелями смерти традиционной культуры нашей земли, которая сохранялась тысячелетиями! На наших глазах умрут последние носители этой культуры, те, кто наследовал не только формы, тексты, но и древний психологический тип, душу культуры. Музыка в этом плане очень важна тем, что являлась формой, в которой передавалась эмоция этноса. Этнографам и фольклористам, я считаю, необходимо фиксировать не только факты культуры, но и их носителей - конкретных людей: их мимику, интонацию голоса, произношение, то, как они мир переживают. Форму можно пересказать словами, но эмоции не передашь на бумаге, а психологически, эмоционально все выглядит иначе.

Тодар прав: возрождать культуру по этнографическим сборникам это все равно, что слушать музыку по газете.

В 20-е годы дуду называли "старинным национально-белорусским инструментом". Да и в Париж все подряд не возят - только отборные сорта культуры, если позволите так сказать. Станет ли дуда вновь нашей гордостью, которую, как изделия из соломки, не стыдно показать миру? Думаю, если поинтересоваться, то окажется, что среди ваших, уважаемый читатель, не очень далеких предков, вероятно, могли быть и дудари. Напишите нам об этом, а мы непременно передадим вашу информацию Тодару Кашкуревичу. Кто знает, может, вместе, всем белорусским миром возродим еще одну красивую традицию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter