Возвращение в незнакомый город

Недорогой кофе, белье и обувь. Чем привлекает литовских туристов безвизовый Гродно

В Гродно турфирмы активно переключаются на въездной туризм. Еще несколько лет назад таких компаний на рынке было не больше десятка, а сейчас их количество перевалило за 70. Не стоит объяснять, что причина такой активности предпринимателей кроется в установлении безвизового режима. Турист, что называется, пошел. По выходным дням автобусы с иностранными номерами стали привычным атрибутом в белорусском приграничном городе. Так кто же к нам приезжает в гости и с какой целью?


Ранним субботним утром на небольшой площадке возле гродненской синагоги начинают парковаться автобусы с литовскими номерами. В одном из них приехала большая группа туристов с экскурсоводом Ренатасом Йокубайтесом. Он работает в рижском филиале турфирмы «Интермакс» и к нам привозит жителей Литвы не в первый раз:

Каждый день Гродно встречает десяток автобусов, заполненных туристами

— Сегодня группа подобралась более взрослая, поэтому они с удовольствием слушают мои рассказы про исторические события, объединяющие наши народы, — поясняет Ренатас. — Молодые обычно не слушают, потому что не знают русского языка. Но всем очень нравятся ваши цены. Покупают трикотаж, лекарства, сувениры, конфеты и многое другое. В ресторанах и кафе тоже цены значительно ниже, чем, к примеру, в Вильнюсе. 

Одна из туристок, Римма Семашкеня, приехала из Вильнюса с дочерью Катариной. Поездкой она очень довольна:

— Была в Беларуси почти 20 лет назад. Остались только отрывочные воспоминания. Давно хотелось приехать, и с отменой виз такая возможность появилась. Гиды очень интересные — и белорусский, и литовский. Даже таможенники веселые были, хотя нас пугали, что будут трясти. Купила путевку на двоих за 40 евро еще зимой. Зашли вот к вам в ресторан, выпили кофе за один евро. А у нас дешевле 2 и не найдешь, наверное, нигде. 

Директор гродненской турфирмы «СонНикТур» Павел Шабейкин начал заниматься въездным туризмом одновременно с введением безвизового режима. И сразу попал в яблочко. 

— Пока мы лидируем по количеству привезенных туристов — более 2200 человек уже привезли, — признается молодой директор. — Очень хорошо помню первых наших гостей из литовской Клайпеды. Это были индивидуальные туристы. С тех пор у нас побывали путешественники из Японии, Китая, Испании, Латвии, Польши, Нидерландов и других стран. В один из мартовских уик-эндов мы привезли сразу пять автобусов с литовскими туристами. Активно сотрудничаем с литовскими и латвийскими туроператорами. Обязательно возим гостей на Августовский канал, чтобы у них была возможность сравнить увиденное с тем, что будет происходить на популярных шлюзах в летний период. Потом — обзорная экскурсия по городу. Кстати, раньше кормили всех организованно, но в последнее время большинство предпочитают питаться самостоятельно. Это говорит о том, что литовские граждане начинают осваиваться в Гродно. Знают, куда пойти и где им больше нравится. Наиболее востребован шопинг по нашим белорусским магазинам. Что там покупают? Обычно обувь, белье, постельные принадлежности, шоколад, алкоголь. На завершающем этапе мы привозим автобусы в крупнейший торговый центр города «ОлдСити», где даем два часа на закупку продуктов. Недовольным от нас еще никто не уезжал. 

Другая турфирма, «Зет» во главе с Сергеем Якшевичем, впервые начала привозить к нам иностранных гостей еще в далеком 1991 году. Была одной из первых. Возили украинцев, россиян, поляков. Последние 8—10 лет специализировались в основном на туристах из Польши. По словам Сергея, поляки — очень специфические гости в плане организации отдыха. Большинство хотят, чтобы по 6—8 часов в день для них проводили экскурсии. Их интересует все, что так или иначе связано с польской историей и знаменитыми земляками, литераторами, музыкантами, общественными деятелями, такими как Элиза Ожешко, Чеслав Немен, Тадеуш Костюшко. Это так называемый «сентиментальный туризм». В нынешнем году к полякам присоединились литовцы.

Римма СЕМАШКЕНЯ приехала из Вильнюса с дочерью Катариной СЕМАШКАЙТЕ

— Всего с начала безвизового въезда мы привезли более тысячи туристов. Многое изменилось. Появились названия улиц, указатели на иностранных языках, открываются магазины с сувениркой, но, скажем, старинное кладбище, где расположена могила Элизы Ожешко, по-прежнему пребывает в плачевном состоянии, и иностранцы обращают на это внимание, — говорит Сергей Якшевич. — На мой взгляд, не хватает событийных мероприятий в городе. Вот если бы каждую субботу организовывали какой-то небольшой фэст, чтобы звучала музыка, создающая настроение, было бы очень здорово. 

Владелец туристической компании уверяет: говорить о том, что всех приезжих литовцев и поляков поголовно интересует только шопинг, нельзя. Недавно, к примеру, была у него группа, которую совершенно не интересовало березовское стекло, обувь «Марко» или белье «Милавица». Да и школьные группы тоже интересуются отнюдь не делами насущными. Недавно вот в местном  Музее истории религии была выставка старинных велосипедов — ребята были в восторге.

Но еще больше предстоит сделать. Заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева подтверждает, что за последнее время многое изменилось в плане туристической привлекательности безвизовой зоны: 

— Раньше туристическим фирмам заниматься въездным туризмом было невыгодно. Гораздо проще было отправить клиента на выезд и заработать гарантированные деньги. Сейчас ситуация изменилась в корне. Желающих работать в этом сегменте значительно прибавилось. Наши туроператоры стали сами активно предлагать наш продукт иностранным партнерам. Они рассказывают о преимуществах путешествий без визы и рекламируют Гродненщину в ближнем и дальнем зарубежье. Еще пару месяцев назад там говорили: «Ну что у вас там в Гродно можно делать целый день»? Оказалось, есть что.  

Татьяна Лидяева считает: главное, что туристы быстро поняли и почувствовали выгоду. Поездка без оформления визы получается совсем недорогой. Ну кто откажется съездить в Гродно за 20—25 долларов? При этом поесть, погулять и вернуться домой безо всякой очереди на границе. Появились фирмы, которые начали заниматься медицинским туризмом. Востребована стоматология, косметология и другие дорогостоящие в европейских странах услуги. 

Общее количество иностранных гостей, посетивших Гродно и Гродненский район без визы, перевалило за 7 тысяч. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Впереди летний сезон. Но станет ли он показательным? Учитывая, что многие «наелись» поездками в Турцию и Египет, на положительный результат вполне можно рассчитывать. Специалисты говорят: чтобы ощутить масштаб безвизовых перемен, потребуется не меньше года. 

tanula.k@mail.ru

Фото автора

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?