Возвращение угря

Стояла золотая осень. Столетние липы, защищавшие усадьбу с западной стороны от усилившихся ветров с Балтики, все активнее теряли листья. Я с удовольствием сгребал их в небольшие кучи, надеясь затем отвезти поближе к лесу, чтобы подольше задержался все еще зеленый газон. Одновременно с любопытством поглядывал на семейку черных дроздов, которые самозабвенно клевали валяющиеся под деревом яблоки. В это время у ворот остановился автомобиль Михайловича.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Вообще, его зовут Александром Михайловичем, но после выхода на пенсию его больше здесь, в том числе и я, величают по отчеству, выражая таким образом свое уважение. Я познакомился с ним почти у самого озера во время строительства дома. Мужчина тогда руководил местным хозяйством, и мне не раз приходилось обращаться к нему за помощью. Позже Александр Михайлович пошел на повышение, возглавив районную мелиорацию. Мы продолжали дружить и встречаться, а когда оба вышли на пенсию, наша дружба только окрепла. Не мог он сидеть без дела и организовал строительство агроусадьбы на красивейшем берегу местного озера. Сам же с семьей продолжал жить в поселке неподалеку.

С пустыми руками приятель ко мне не приезжает. Вот и сейчас, выйдя из машины, нес двухлитровую банку меда.

— Вот, свеженького тебе привез, — с приветливой улыбкой произнес гость. — А еще есть у меня для тебя новость, которая наверняка обрадует, но и озадачит. Однако пока сам хочу ее переварить и кое-что проверить.

— Как знаешь, — ответил я. — В твоей мудрости я не раз убеждался, а пока обращусь за помощью.

И я попросил Михайловича в ближайшие дни свозить меня в райцентр. Дело в том, что зять одолжил мой внедорожник, а свою иномарку отдал в серьезный ремонт. Ему «колеса» сейчас были нужнее, в том числе и по службе, а у меня почти все лето автомобиль отдыхал в гараже.

Михайлович первым делом доставил меня в парикмахерскую, поскольку, осев в своей глуши на все лето, я, как мне казалось, напоминал Миклухо-Маклая. После аптеки, где мы оба приобрели недостающие лекарства, поехали на рынок. Я купил утепленные резиновые сапоги, так как понимал, что совсем скоро могут прийти заморозки, а Михайлович в том же рыбацком магазине присмотрел для себя удобную куртку для зимней рыбалки. Затем уже в продовольственном супермаркете вдвоем подошли к кассе с полными тележками.

Домой мы возвращались в хорошем настроении, и мой приятель не выдержал:

— А теперь слушай меня внимательно, — начал он и, сделав театральную паузу, продолжил. — В наше озеро вернулся угорь.

Я улыбнулся такой шутке и, понятное дело, не поверил. Однако вспомнил, что однажды рассказал мой другой давний знакомый, живущий в этих краях, смотритель местного Дома охотника Генрих. С его слов выходило, а ссылался он на своего деда, что в озере раньше действительно водился угорь. Притом в большом количестве. Однако, когда наш водоем соединили с соседним металлической трубой, эта редкая рыба перестала заходить к нам. А ведь когда-то, если верить рассказам стариков, некоторые особи выползали в ближайшие огороды полакомиться горохом. Дескать, очень уж любит угорь это кушанье.

Тогда я не придал рассказу Генриха должного значения, а вот сейчас вспомнил.

Михайлович сделал еще одну многозначительную паузу и продолжил:

— Ты знаешь, что у меня в агроусадьбе среди отдыхающих, как правило, всегда есть рыбаки. Три дня назад уехала компания из четырех человек. Вот с ними и приключилась эта история.

— Неужто угря поймали? — улыбнулся я. — Полвека его здесь не было, и вот на тебе — нагрянула в наши места ценная рыба.

Михайлович, казалось, не обратил никакого внимания на мою ироничную реплику и сказал:

— Один из гостей в конце озера, там, где оно маленькой речкой вытекает в следующее, расставил кружки на щуку. Ну, ты хорошо знаешь эту снасть. Я их у тебя тоже видел. Несколько дней из-за непогоды он кружки не проверял, а когда на третий день стал снимать, то испугался, увидев что-то похожее на огромную змею. Правда, он не новичок и довольно быстро сообразил, что вопреки всем утверждениям угри в нашем озере все-таки встречаются. Именно эта редкая рыба попалась на расставленную для щуки снасть.

— Но сам ты, конечно, не видел своими глазами это диво, да? — вновь попытался поиронизировать я над рассказом приятеля. Тот снова пропустил колкость мимо ушей.

— Не только видел, но и убедил его не нарушать закон, а выпустить угря обратно в озеро, — ответил он.

Я замолчал и задумался. Вспомнил, как я впервые, будучи в командировке в ГДР, попробовал этот деликатес. Позже, когда подружился с Анатолием Голубом, тогдашним начальником одной из спасательных служб и активным рыболовом, не раз получал в качестве гостинца от него эту вкуснейшую рыбу. Сам же, когда всерьез увлекся рыбалкой и много времени проводил на Нарочи и Браславских озерах, где водится угорь, так и не научился его ловить. И все же, когда начал строить свою усадьбу на берегу одного из таких озер, несколько огорчился тому, что этот вид здесь не водится. Хотя и слышал именно тогда эти удивительные рассказы об особях, лакомящихся в прибрежных огородах горохом.

И вот на тебе… Неужели угорь вернулся, ведь случайно оказаться здесь он никак не мог? Впрочем, почему бы и нет. Возьмем тех же волков. Даже Генрих хорошо помнит те времена, когда в округе серых хищников было полным-полно. Потом вдруг они резко исчезли. Полвека о волках ничего не было слышно в здешних краях. Но года два назад они снова объявились и сразу стали лютовать. Телят в местном хозяйстве порвали. Решили их выследить. Когда приезжал сюда весной, чтобы провести здесь первое послепенсионное лето, руководитель местного хозяйства и мой приятель Александр Белюн рассказал, что зимой охотники отстрелили восемь волков неподалеку от моей усадьбы. И многозначительно добавил:

— Будь внимательным и не геройствуй. На лесной дороге, когда ехал сейчас к тебе, передо мной выскочил и пробежал метров 30 крупный волк…

Если честно, такая новость меня нисколько не напугала. Может, потому что меня вообще напугать уже чем-то трудно. Скорее даже обрадовался информации, но, как человек воспитанный, поблагодарил друга за предупреждение.

Да что волки! Вернулись не только они. Уже несколько человек сообщили, что в районе озера Медведно видели медведя. Сразу скажу, что от меня оно километрах в двух-трех. По определенным меркам это совсем не расстояние. Случилось в этом году и более необычное происшествие, тоже недалеко от моей усадьбы. К стаду коров прибился… зубр! Тот же Александр Белюн видел это своими глазами. Были снимки и в интернете.
Я сидел в беседке и, подливая горячий чай из термоса, думал о том, что не мешало бы мне теперь проводить здесь не только лето, но и зимой чаще греться у камина. Есть что вспомнить, о чем написать. Как-то я пожалел, что у меня нет задатков художника. Какие красивые пейзажи могли бы появиться на холсте!

Я набрал номер своего бывшего коллеги и хорошего приятеля и попросил составить список обмундирования и снастей, которые нужны для зимней рыбалки.

— Наконец и ты созрел! — услышал я от него. — Не пожалеешь. Зимняя рыбалка ни в чем не уступает летней.
Я подумал, что все это действительно так. Иначе не сидели бы в снежные зимы сотни и тысячи рыбаков на наших озерах. Еще мне подумалось, что, возможно, есть некая символичность в том, что не только люди, но и звери, птицы и даже рыба возвращаются в места, где они жили ранее. В тревожное время, а его чувствуют не только люди, все тянутся к теплу. Понятно, что теплее душе и телу там, где тебе самому любо.

Ветер усилился, и над беседкой закружились желтые листья, гонимые его порывами. Золотая осень властвует недолго. Потому, видать, поэты и музыканты посвящают ей наиболее трогательные стихи и мотивы. Я не пишу стихи и не сочиняю мелодии, но, как и многие, понимаю и разделяю их настроение.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.