Ювелир Олег Ермолович рассказал о том, как воссоздавал уникальную реликвию, утерянную на рубеже XII—XIII веков

Возвращение Туровского креста

Туровская земля овеяна легендами. Древнейшие летописи и сказания доносят сквозь века историю событий, которые происходили в древнем княжестве на белорусском Полесье. Овеянные сединой столетий, они хранят множество тайн. До сих пор ученые спорят о происхождении чудотворных каменных крестов, растущих из земли. Немало загадок таит в себе еще один туровский крест — воздвизальный, который не так давно удалось воссоздать. 

Такая работа — подвижничество

В конце XII — начале XIII века он находился в кафедральном соборе Турова. Храм был разрушен во время землетрясения 1230 года. Исчезла и сама святыня. Спустя восемь веков на месте церкви во время археологических раскопок обнаружили четыре свинцовых медальона с ликами святых. Чтобы доказать, что они действительно были расположены на Туровском воздвизальном (напрестольном) кресте, ушли десятилетия. Об уникальной находке профессор Петр Лысенко сообщил Президенту. По инициативе Главы государства был создан художественный совет по воссозданию реликвии. Восстановление сакрального памятника доверили ювелиру Олегу Ермоловичу. Подробнее о том, как это происходило, мастер рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Олег Леонидович приглашает в свою мастерскую. Проводит между рабочими столами, сплошь уставленными разными инструментами. В тонком ювелирном деле он с 1990-х. По образованию инженер. Окончил Минское высшее зенитно-ракетное училище. Но впоследствии выбрал профессию, к которой тянулся с детства. Сколько помнит себя, всегда рисовал, — и в школе, и в училище настенные газеты оформлял именно он. Когда однажды заглянул в ювелирную мастерскую в Минске, решил пройти курсы. Спустя шесть месяцев обучения сдал экзамен и приступил к ювелирному делу. Изготавливал украшения на заказ. 

Восстановление сакрального памятника доверили ювелиру Олегу Ермоловичу.

Позже, когда уверовал в Бога, стал посещать храмы и с радостью откликался на просьбы настоятелей помочь с изготовлением церковной утвари из металла, нательных крестов. В 2005 году ему поступило предложение изготовить наперстный крест для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Святыня и стала примером в работе над Туровским крестом. 

— Напрестольный крест был воссоздан наподобие знаменитого креста Евфросинии Полоцкой, — рассказывает ювелир. — Только в отличие от Полоцкого по Туровскому кресту изначально не было никаких документальных источников относительно того, как он выглядел. Вообще, весь процесс работы, от самого начала до завершения, сопровождали чудеса. А как иначе можно рассматривать находку иконок? Их обнаружили на одной глубине, примерно 1 метр 80 сантиметров, в одном слое земли в соседних квадратах на небольшом расстоянии друг от друга. Уже тогда у Петра Федоровича Лысенко, а именно он руководил раскопками, возникло предположение, что иконки могут относиться к одному предмету, возможно, кресту. И эту версию ученого никто не смог оспорить. 


На одной из иконок — первое изображение святителя Кирилла Туровского. Предположительно заказчиком епархиального креста столетия назад выступал один из князей — Глеб, в крещении Михаил. А вот еще одно чудо: как ученый догадался, что свинцовые медальоны, пролежавшие в земле восемь веков, были частью именно Туровского креста? 

В процессе работы таких чудес было достаточно на каждом этапе. Когда начался разговор о виде тыльной стороны, я с удивлением обнаружил изображение креста, который мы назвали сейчас Туровским. Это четырехконечный крест на фресках, на мозаиках Киевской Софии, датированных X—XIII веками. Мы нашли около десяти изображений в различных местах.

   
Весь процесс работы, от самого начала до завершения, сопровождали чудеса.

По крупицам

Создать крест — полдела, сначала нужно было восстановить исторический облик реликвии. Немало времени ушло на подготовку документации и творческие искания. 

— И как хорошо, что изначально медальоны с ликами святых мне в руки не попали, — признается мастер. — Если бы это произошло, мог бы просто ограничиться созданием их копий. Но начался поиск, и мне удалось выдвинуть версию о том, что старинные свинцовые иконки были лишь промежуточной формой в создании «образков». Столетия назад свинец широко использовался в кровельном деле. Небогатые люди изготавливали из этого металла посуду, несмотря на то что он уже тогда считался скверным: плохо держал форму, со временем темнел. Так что церковную утварь из свинца не делали. Он больше использовался в качестве модельного материала. Так родилось предположение о том, что свинцовые иконки являются элементом технологического процесса и что во время раскопок ученые наткнулись на мастерскую.

В мастерской — одухотворенная атмосфера.

На это указывали также несколько плоские черты лица святых на медальонах. Чтобы сделать точно такие же, я взял твердый пчелиный воск. Он чем-то похож на пластик. Им века назад пропитывали дерево при кораблестроении. Я создал первые модели с детализацией. Технология такая: из мягкого воска делается оттиск с модели и изготавливается бронзовая отливка. Потом тоненькая пластинка золота помещается в форму и отбивается молотком. Несколько ударов — и иконка готова. 


При изготовлении креста нужно было использовать технику XII века. Для этого мастеру необходимо научиться мыслить как средневековый человек. И сегодня Олег Леонидович не может представить, как такие сложные изделия создавались без микроскопа, без тех инструментов, которые имеются у ювелиров в XXI веке. 

Ювелир за работой.

— Да, крест выполнен в средневековых технологиях, —рассказывает он. — Конечно, некоторые современные методы мы не могли полностью исключить, и сплавы металлов соответствуют современным стандартам. Но стандарты эти близки к пропорциям, применявшимся в XII—XIII веках. Для креста, который часто держали в руках, проба бралась несколько ниже, потому что здесь важна определенная прочность. Но, например, сами иконки сделаны из золота 958-й пробы — она почти максимальная, металл мягкий и пластичный, выглядит фактически как чистое золото.

Во время воссоздания Туровского креста мастер перечитывал евангельскую притчу о сеятеле. Когда он впервые ее услышал, понял, что смысл притчи отображен на епархиальных крестах. 


— Образ сеятеля — это образ Господа, который стучится в наши сердца и пытается посеять в нас семя жизни, — говорит Олег Ермолович. — Выходит сеятель сеять Слово, семя Его Слова падает на почву наших сердец, а сердце наше похоже либо на дорогу, где все исхожено и истоптано, либо на камень, на котором ничего возрасти не может, либо на терние, сорняки, заглушающие все благое. А может оно, сердце Христово, быть похоже на добрую почву, способную все ценное сохранить, взрастить и принести плоды. Чтобы понимать этот смысл, сердце должно быть наполнено евангельским текстом. Когда в душе есть Господь, тогда и искусство начинает говорить. И камни, и орнамент, и цветовое решение — все находит свое звучание. 

Символы и образы

Если присмотреться к древним орнаментам, можно приметить узоры в виде круга и трех лепесточков. В них заключена заповедь «Возлюби Господа всем сердцем, помышлением, крепостью своей и ближнего, как самого себя». Кружочек с лепесточками внутри — это и есть символ души человека, обращенного к вере, а цепочка таких лепестков — это ближние, возлюбившие друг друга. 


Цвет — тоже элемент повествования. В церковных изделиях распятие Христа передавали через образы.

Внешняя часть туровской святыни украшена драгоценными и полудрагоценными камнями. Ювелир рассказывает, что в процессе работы с Полоцким крестом пришло понимание того, чем являлись камни, где они располагались, как и почему.

— Лазуриты натуральные расположили в нижней части древка, — рассказывает мастер Ермолович. — Во главе креста — крупный зеленый изумруд, выращенный в лаборатории Национальной академии наук, а на центральном кресте — рубин. Мы знаем, что в Нагорной проповеди Иисуса Христа есть слова, где упоминается камень, а именно камень домостроительства: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». И такой дом устоит, какие бы бури и стихии ни угрожали. А если построить на песке, то пойдет дождь, подуют ветры, и дом разрушится. Таким образом, камень-основание — это камень с определенными свойствами. Это твердость, но и не только. Рубины — символ любви, гранаты — жертвенная кровь Христа, изумруд — символ Духа Святого. Все это говорит нам о Господе, о Боге Отце. И получается, что выстраивается иерархия: Бог Отец, Бог Сын, святитель, князь, мирянин. Сохраняется иерархия — сохраняется и мир. И это была своего рода проповедь в виде образа креста — символа единства, объединения. 


…Национальная святыня Беларуси в будущем году отправится на свою малую родину — в Туров, в Кирилло-Лаврентьевский собор. И кто знает, сколько еще тайн раскроет каждому, кто придет ей поклониться. Ведь не зря говорят, что все туровские кресты необычные.






kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter