Возвращение «Спартака»

Накануне юбилея Елизарьева перед ним распахнули двери, которые были закрыты почти 8 лет

Его разлука с Большим растянулась на долгие восемь лет. Поначалу казалось, все обиды быстро пройдут или кто-то первым сделает шаг навстречу, и Валентин Елизарьев снова появится в театре. Время шло, страсти улеглись, но в дом, к возведению которого он приложил немало сил, его не звали. Он иногда приходил сам. Как обычный зритель, покупал билет и смотрел спектакли из зала.  Он не мог повлиять на репертуарную политику театра, но хотел знать и понимать, чем живет эта сцена. И надеялся, что когда-нибудь его все же позовут. Позвали. Уже почти месяц, как Валентин Николаевич входит туда со служебного входа. Елизарьев вернулся? Нет. Накануне его 70-летия ему лишь позволили восстановить балет «Спартак» и провести юбилейный концерт. Мы заглянули к нему на репетицию.

Во время репетиции Валентин Николаевич вживается в роли вместе с артистами.

Валентин Николаевич скромно входит в репетиционный зал. Снимает пиджак, вешает его на спинку стула. Садится, репетиция начинается. По правую руку от него Юрий Троян, нынешний главный балетмейстер театра. Все почти как в былые времена, только статусы у некогда двух близких людей разные. Считаные минуты — и Елизарьев уже на ногах: сам показывает  хореографические тонкости, артистически помогает молодежи вживаться в роль. Кажется, и не было этих восьми лет. Внешне. А что внутри у Валентина Николаевича?

Он больше не хочет выворачивать душу наизнанку. Он все давно сказал. Взгляды не изменились, хоть и стали чуть мягче. Елизарьев по-прежнему хочет ставить в Большом. Все-таки тридцать пять лет отдал белорусскому балету. И готов еще отдавать. Но не зовут. А кланяться народный артист СССР не собирается. Но за «Спартак» в любом случае спасибо. Хотя к юбилею напрашивалось не просто восстановление спектакля, а какая-нибудь премьера.

Почему именно «Спартак»? Потому что этой постановке тридцать семь лет. Поизносилась.  В театре задумали ее обновить – заказали новые декорации и костюмы. А тут юбилей мастера. Почему бы ему не поработать над ним? Он и согласился:

— Концепция «Спартака» остается прежней. Сюжет не менялся с античных времен. На эту тему есть очень много произведений и в литературе, и в кино, и до меня этот балет ставился неоднократно. Первым постановщиком в российском Большом был Игорь Моисеев, работал над ним и Леонид Якобсон, чуть позже – Юрий Григорович, в его ре-дакции спектакль идет до сих пор. Я поставил «Спартак» в 1980-м. Это солидный возраст для современного спектакля. Сейчас пересматриваю его по хореографии. Он для меня как ребенок, который рождается, развивается, имеет кульминацию. В него надо вдохнуть новую жизнь – ввести новых исполнителей, а потому немного пересмотреть некоторые картины и монологи, привести их в соответствие с индивидуальностями новых артистов. Все-таки спектакль ставился на определенных людей. Уже сменилось три поколения. Я, когда работал в театре, постоянно этим занимался с новыми людьми. Сейчас пришло очередное поколение, и вот я им помогаю вжиться в образы, работаем над хореографией.

Первана МЫРАДОВА и Артем БАНЬКОВСКИЙ — молодые артисты, которым Елизарьев доверил главные роли в «Спартаке».

Заслуженный артист Беларуси Антон Кравченко почти пятнадцать лет в роли Спартака. Он сейчас сам передает опыт молодым — Артему Баньковскому и Эвену Капитену. При этом не скрывает радости встречи с Елизарьевым. Говорит, счастлив снова работать с ним:

— Валентин Николаевич очень требовательный человек, но в то же время всегда чувствует меру в работе с артистом: чтобы тот не сломался, не перегорел. Он всегда ясно и точно объясняет то, что он хочет видеть, как выполнить движение. Танцевать его спектакли – одно удовольствие. И это несмотря на то, что они всегда очень тяжелые, как технически, так и эмоционально. 

Молодежи с Елизарьевым непросто. Он действительно требователен. «Спартак» всегда был маркой нашего Большого. Спектакль объехал пол-Европы, а еще Китай, Япония, Южная Корея, Таиланд, Египет, Сирия. К слову, после того как наши ребята выступили на каирской сцене, руководство местного театра захотело иметь и у себя такую постановку. Елизарьев тогда как раз ушел из Большого, а потому охотно согласился. Это лишь одна из его постановок за эти восемь лет. Еще была работа в Японии и Турции. Вообще же, Валентин Николаевич в последнее время с головой ушел в педагогику. Уверяет, получает удовольствие от работы в академии музыки. Там кует молодых балетмейстеров. Правда, переживает, что им не находится места дома. 

Мастер особенно гордится Любой Андреевой. «Очень талантливая девочка», — такое из его уст суждено услышать немногим. Сейчас она прима питерского театра Бориса Эйфмана, лауреат российской «Золотой маски». Обещала обязательно быть на юбилейном вечере своего учителя, который пройдет 2 ноября. Участники того концерта будут сплошь звезды – его ученики, ученики его учеников и просто друзья. Валентин Николаевич приглашал сам — никто не отказал. Даже 90-летний легендарный балетмейстер народный артист СССР Юрий Григорович собирается приехать, если здоровье позволит. Будет и Раду Поклитару – еще одна невосполнимая потеря нашего театра.

ет сомнения, 2 ноября Елизарьев будет обласкан и задарен букетами. А что потом? Что будет с его «Дон Кихотом» и «Ромео и Джульеттой», которым уже тоже по тридцать лет? Что будет с национальным балетом? Может, все же пришло время распахнуть двери перед народным артистом СССР?

— Не от меня это зависит, — Валентин Николаевич снимает пиджак со спинки стула и уходит, тем самым завершая наш недолгий разговор. Разговор, в котором мы так и не узнали, что у него внутри. Хотя и так все понятно…

Кстати

К 70-летию народного артиста СССР Олег Лукашевич и Александр Алексеев сняли хроникально-документальный фильм «Валентин Елизарьев. Балет – искусство мысли». Авторы пригласили к разговору известных людей в мире искусства: народного артиста СССР Юрия Григоровича, народных артистов России Николая Цискаридзе, Светлану Захарову, народную артистку Грузии Нину Ананиашвили и многих других. В фильме использованы исторические кадры, начиная с 1974 года, когда Елизарьев только пришел в наш театр. Премьера ленты — 29 октября на «Беларусь 1».

Прямая  речь

Юрий БОНДАРЬ, министр культуры:

— Валентин Елизарьев – это страница, написанная золотыми буквами в истории белорусского искусства. Но страница недописанная. Не много мы знаем людей с таким авторитетом, чтобы так легкомысленно относиться к его таланту. Уверен, мы найдем удобную форму для нашего дальнейшего сотрудничества.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Версия для печати
ЕКАТЕРИНА, 50, МИНСК
Не понравился тон автора. И желание прямо-таки навязать театру возвращение мастера. Да, великий - но и званий немало, и обласкан был, и правил в Большом безраздельно - но время идет. И выросли новые мастера. Так что автору бы в дальнейших своих материалах поубавить свое громкое журналистское я.      
Андрей Екатерине, 50 Минск, 60, Минск
Екатерина, какие новые мастера? Назовите хоть одного!!! За эти годы даже подмастерьев не появилось...  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости