Накануне юбилея Елизарьева перед ним распахнули двери, которые были закрыты почти 8 лет

Возвращение «Спартака»

Его разлука с Большим растянулась на долгие восемь лет. Поначалу казалось, все обиды быстро пройдут или кто-то первым сделает шаг навстречу, и Валентин Елизарьев снова появится в театре. Время шло, страсти улеглись, но в дом, к возведению которого он приложил немало сил, его не звали. Он иногда приходил сам. Как обычный зритель, покупал билет и смотрел спектакли из зала.  Он не мог повлиять на репертуарную политику театра, но хотел знать и понимать, чем живет эта сцена. И надеялся, что когда-нибудь его все же позовут. Позвали. Уже почти месяц, как Валентин Николаевич входит туда со служебного входа. Елизарьев вернулся? Нет. Накануне его 70-летия ему лишь позволили восстановить балет «Спартак» и провести юбилейный концерт. Мы заглянули к нему на репетицию.

Во время репетиции Валентин Николаевич вживается в роли вместе с артистами.

Валентин Николаевич скромно входит в репетиционный зал. Снимает пиджак, вешает его на спинку стула. Садится, репетиция начинается. По правую руку от него Юрий Троян, нынешний главный балетмейстер театра. Все почти как в былые времена, только статусы у некогда двух близких людей разные. Считаные минуты — и Елизарьев уже на ногах: сам показывает  хореографические тонкости, артистически помогает молодежи вживаться в роль. Кажется, и не было этих восьми лет. Внешне. А что внутри у Валентина Николаевича?

Он больше не хочет выворачивать душу наизнанку. Он все давно сказал. Взгляды не изменились, хоть и стали чуть мягче. Елизарьев по-прежнему хочет ставить в Большом. Все-таки тридцать пять лет отдал белорусскому балету. И готов еще отдавать. Но не зовут. А кланяться народный артист СССР не собирается. Но за «Спартак» в любом случае спасибо. Хотя к юбилею напрашивалось не просто восстановление спектакля, а какая-нибудь премьера.

Почему именно «Спартак»? Потому что этой постановке тридцать семь лет. Поизносилась.  В театре задумали ее обновить – заказали новые декорации и костюмы. А тут юбилей мастера. Почему бы ему не поработать над ним? Он и согласился:

— Концепция «Спартака» остается прежней. Сюжет не менялся с античных времен. На эту тему есть очень много произведений и в литературе, и в кино, и до меня этот балет ставился неоднократно. Первым постановщиком в российском Большом был Игорь Моисеев, работал над ним и Леонид Якобсон, чуть позже – Юрий Григорович, в его ре-дакции спектакль идет до сих пор. Я поставил «Спартак» в 1980-м. Это солидный возраст для современного спектакля. Сейчас пересматриваю его по хореографии. Он для меня как ребенок, который рождается, развивается, имеет кульминацию. В него надо вдохнуть новую жизнь – ввести новых исполнителей, а потому немного пересмотреть некоторые картины и монологи, привести их в соответствие с индивидуальностями новых артистов. Все-таки спектакль ставился на определенных людей. Уже сменилось три поколения. Я, когда работал в театре, постоянно этим занимался с новыми людьми. Сейчас пришло очередное поколение, и вот я им помогаю вжиться в образы, работаем над хореографией.

Первана МЫРАДОВА и Артем БАНЬКОВСКИЙ — молодые артисты, которым Елизарьев доверил главные роли в «Спартаке».

Заслуженный артист Беларуси Антон Кравченко почти пятнадцать лет в роли Спартака. Он сейчас сам передает опыт молодым — Артему Баньковскому и Эвену Капитену. При этом не скрывает радости встречи с Елизарьевым. Говорит, счастлив снова работать с ним:

— Валентин Николаевич очень требовательный человек, но в то же время всегда чувствует меру в работе с артистом: чтобы тот не сломался, не перегорел. Он всегда ясно и точно объясняет то, что он хочет видеть, как выполнить движение. Танцевать его спектакли – одно удовольствие. И это несмотря на то, что они всегда очень тяжелые, как технически, так и эмоционально. 

Молодежи с Елизарьевым непросто. Он действительно требователен. «Спартак» всегда был маркой нашего Большого. Спектакль объехал пол-Европы, а еще Китай, Япония, Южная Корея, Таиланд, Египет, Сирия. К слову, после того как наши ребята выступили на каирской сцене, руководство местного театра захотело иметь и у себя такую постановку. Елизарьев тогда как раз ушел из Большого, а потому охотно согласился. Это лишь одна из его постановок за эти восемь лет. Еще была работа в Японии и Турции. Вообще же, Валентин Николаевич в последнее время с головой ушел в педагогику. Уверяет, получает удовольствие от работы в академии музыки. Там кует молодых балетмейстеров. Правда, переживает, что им не находится места дома. 

Мастер особенно гордится Любой Андреевой. «Очень талантливая девочка», — такое из его уст суждено услышать немногим. Сейчас она прима питерского театра Бориса Эйфмана, лауреат российской «Золотой маски». Обещала обязательно быть на юбилейном вечере своего учителя, который пройдет 2 ноября. Участники того концерта будут сплошь звезды – его ученики, ученики его учеников и просто друзья. Валентин Николаевич приглашал сам — никто не отказал. Даже 90-летний легендарный балетмейстер народный артист СССР Юрий Григорович собирается приехать, если здоровье позволит. Будет и Раду Поклитару – еще одна невосполнимая потеря нашего театра.

ет сомнения, 2 ноября Елизарьев будет обласкан и задарен букетами. А что потом? Что будет с его «Дон Кихотом» и «Ромео и Джульеттой», которым уже тоже по тридцать лет? Что будет с национальным балетом? Может, все же пришло время распахнуть двери перед народным артистом СССР?

— Не от меня это зависит, — Валентин Николаевич снимает пиджак со спинки стула и уходит, тем самым завершая наш недолгий разговор. Разговор, в котором мы так и не узнали, что у него внутри. Хотя и так все понятно…

Кстати

К 70-летию народного артиста СССР Олег Лукашевич и Александр Алексеев сняли хроникально-документальный фильм «Валентин Елизарьев. Балет – искусство мысли». Авторы пригласили к разговору известных людей в мире искусства: народного артиста СССР Юрия Григоровича, народных артистов России Николая Цискаридзе, Светлану Захарову, народную артистку Грузии Нину Ананиашвили и многих других. В фильме использованы исторические кадры, начиная с 1974 года, когда Елизарьев только пришел в наш театр. Премьера ленты — 29 октября на «Беларусь 1».

Прямая  речь

Юрий БОНДАРЬ, министр культуры:

— Валентин Елизарьев – это страница, написанная золотыми буквами в истории белорусского искусства. Но страница недописанная. Не много мы знаем людей с таким авторитетом, чтобы так легкомысленно относиться к его таланту. Уверен, мы найдем удобную форму для нашего дальнейшего сотрудничества.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter