Возвращение легендарного Талаша

Немало лет прошло, как я окончил школу, но до сих пор знаю наизусть некоторые строки из повести Якуба Коласа «Дрыгва». Например: «Спакойна і павольна, як у зачараваным сне, утуліўшыся ў балоты, нясе Прыпяць сухадоламу Дняпру сваю багатую даніну». А как прекрасно выписан образ главного героя, который, вспоминая прошлое, «выпрастае прыгнутую гадамі спіну, зірне па-арлінаму: — Го! Я сеў бы на каня і паказаў бы яшчэ, чаго варты стары Талаш!»

Встреча с ним – в следующем году.

Немало лет прошло, как я окончил школу, но до сих пор знаю наизусть некоторые строки из повести Якуба Коласа «Дрыгва». Например: «Спакойна і павольна, як у зачараваным сне, утуліўшыся ў балоты, нясе Прыпяць сухадоламу Дняпру сваю багатую даніну». А как прекрасно выписан образ главного героя, который, вспоминая прошлое, «выпрастае прыгнутую гадамі спіну, зірне па-арлінаму: — Го! Я сеў бы на каня і паказаў бы яшчэ, чаго варты стары Талаш!»

НЕДАВНО узнал, что о прославленном деде Талаше, «партызанскім атамане з вялікімі ваяцкімі здольнасцямі», создается фильм. Съемки ведутся под Раковом. «На мой взгляд, получится прекрасный фильм», — рассказал приятель.

Только собрался в путь, узнаю, что съемки уже идут в павильонах студии. Но два сотовых телефона режиссера картины Сергея Шульги упорно молчат. Оказывается, во время съемок Сергей Николаевич ни с кем не контачит и на порог павильона посторонних не пускает.

Но прежде чем встретиться с режиссером, заглянул в Белорусскую советскую энциклопедию, чтобы прочитать о деде Талаше. Узнал, что Василий Исакович Талаш был из крестьян. Жил в деревне Новоселки Мозырского уезда. Во время польской оккупации перешел линию фронта, наладил связь с 417-м полком Красной Армии, организовал партизанский отряд (в 300 человек), который выбил врага из деревни, захватив большие трофеи. За боевые заслуги в годы Гражданской войны Талаш награжден орденом Красного Знамени. В мирное время он работал председателем сельского Совета в Новоселках. А началась Великая Отечественная война, помогал партизанам, собирал оружие, поддерживал связь с Минским подпольным обкомом КП(б)Б. Когда его переправили в Москву, выступал перед рабочими предприятий и воинами, которые отправлялись на фронт. От его имени на оккупированной территории Беларуси распространялись листовки, призывающие к борьбе против гитлеровцев. Его неуемная и напористая деятельность во имя Победы отмечена орденом Отечественной войны.

О ЧЕЛОВЕКЕ, который создает фильм о партизанском атамане, тоже есть строки в энциклопедии, но уже современной. Сергей Шульга — человек в нашей стране известный. Как кинорежиссер, актер, сценарист.

Познакомившись, идем с Сергеем Николаевичем в павильон. Интерес мой понятен: рассказывая о фильме, не посетить съемочную площадку? Но там деда Талаша нет, снимается другая сценка: шалаш среди острова, влюбленная пара — Мартын и Авгинья.

— Фильм наш не только про войну. Он и про сердечные дела, — поясняет Сергей Шульга. Кстати, Сергей Николаевич и сценарист новой картины.

— Стал им неожиданно, — признается он. — На Белвидеоцентре готовились к съемкам документального фильма о Геннадии Гарбуке, народном артисте Беларуси. Режиссером ленты Геннадий Михайлович выбрал меня. Кстати, во ВГИКе я снял первую свою картину, главную роль в которой исполнял Геннадий Гарбук.

Когда началась работа над документальным фильмом, мы месяц с Геннадием Михайловичем ездили по местам его детства и юности. Побывали в Витебске, на его родине — в Ушачском районе. Между прочим, отец Гарбука — легендарная личность, его портрет висит в местном музее. Он был первым председателем колхоза в тех краях, партизанил вместе с Батькой Минаем. Ярких материалов для картины набралось много. Сняли ее, посмотрели. Мне стало грустно-грустно, не захотелось расставаться с героем фильма. Поговорили о его планах, задумках, и вдруг он признается: «Сергей, я бы хотел сыграть роль деда Талаша, возьми и напиши сценарий». Подумав, я ответил: «Попробую». Сел за стол и начал творить.

ПРИЗНАЮСЬ, очень люблю произведения Якуба Коласа. В свое время сыграл в спектакле роль Сымона-музыки, за что получил премию Ленинского комсомола Беларуси. Потом, когда учился во ВГИКе, снял фильм по его рассказу «Курская аномалия». Ну а сейчас заново перечитал «Дрыгву».

Конечно, у меня как у сценариста возникли вопросы. С ними я пошел к Михасю Константиновичу, сыну Якуба Коласа. Тот рассказал: отец и дед Талаш свиделись только в 1943 году, в Москве, когда Василию Исаковичу было почти сто лет. Многое в повести «Дрыгва» — авторский вымысел. Якуб Колас не посещал места, о которых писал: во-первых, добраться туда было сложно, во-вторых, у писателя в те годы было много проблем. Упрекать автора за это нельзя. Фенимор Купер не бывал у индейцев, а какие произведения создал!

ЗАТЕМ я пошел в архивы, отыскал публикации, нашел в библиотеках нужную литературу, стал более детально знакомиться с жизнью Василия Исаковича. И у меня создался свой образ деда Талаша.

— То есть образ, созданный Якубом Коласом в повести, не соответствовал реальному?

— Да. Но об этом пусть историки говорят и спорят. В данном случае в повести создан обобщенный образ свободолюбивого белорусского народа, народа героического, готового на подвиг. Не все знают, что Якуб Колас написал «Дрыгву», когда к власти в Германии приходили фашисты. И своим произведением он хотел сказать предполагаемому агрессору: если вы нападете на нашу страну, то против вас поднимутся все, даже 70-летние деды Талаши. Так оно и получилось в жизни! Обобщив все собранные факты, поразмыслив основательно, я понял, что делать чистую экранизацию повести не надо. Требовалось новое видение. Имена я не изменил, персонажи коласовские остались, но они более детально  выписаны.

Сценарий сделал, пошли вместе с Геннадием Гарбуком к руководителям студии и киностудии, нашего министерства. Все заинтересовались, сказали веское «да».

— Но после «да» часто следует «нет». Слышал от ваших коллег, что и с картиной «Талаш» так получилось?

— К сожалению, на кино денег отпускается мало, а тут историческая лента, которая требует много затрат. Но вопреки всему создаем четырехсерийный телевизионный фильм. В картине белорусы будут говорить на белорусском языке, поляки — на польском, русские — на русском. Кстати, Виталий Кравченко, который играет Збигнева Длугошица, до начала съемок пошел на курсы польского языка. Да и многие наши актеры занимаются польским языком. Все исполнители ролей в фильме — белорусы. Наши артисты ничем не хуже российских! Талант у них есть, и я убедился в этом. Главная роль — у неповторимого Геннадия Гарбука, под него, по сути, и писался сценарий. Из именитых артистов в картине снимаются Геннадий Овсянников, Августин Милованов, Зинаида Зубкова, Нина Розанцева, Александр Ткаченок, Татьяна Андросова. Из молодых актеров хочу назвать Павла Харланчука, Анастасию Боброву, Дениса Паршина, Андрея Сенькина, Елену Дубровскую, Валерия Зеленского, Анатолия Голуба. Актерской командой я доволен безумно — все они с божьей искрой. И они от этой картины получают, надеюсь, удовольствие. Я уверен, в нашем фильме будут яркие актерские работы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫМ руководителем нашего проекта является известнейший кинорежиссер Геннадий Полока.

Сейчас снимаем в павильонах. Потом начнется самое сложное: партизанские лагеря, батальные сцены. Мы работали уже в Пружанах, под Раковом, в Смолевичах.

— Когда фильм увидят телезрители?

— В мае мы должны его сдать. В крайнем случае — осенью. Приурочим его к тем дням 1919 года, когда началась партизанская война на Полесье. Надеюсь, картина будет интересна зрителям, потому что в ней показаны борьба нашего народа за независимость, наше славное прошлое. А о них так мало фильмов.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

НА СНИМКАХ:  дед Талаш — Геннадий ГАРБУК; Якуб КОЛАС слушает рассказы деда Талаша; режиссер Сергей ШУЛЬГА.

 

В продолжение темы

О достижениях и новостях в отечественном кинематографе рассказала пресс-секретарь «Беларусьфильма» Валентина БЕЛЯКОВА:

— В этом году есть успехи, удачи. В начале года снимались телевизионные картины «Белая тропа», «Трамвай в Париж». Их показывали летом по каналу ОНТ. Состоялась премьера фильма «Дастиш фантастиш» Александра Канановича. Но самыми «урожайными» оказались сентябрь и октябрь. Состоялись четыре премьеры! 30 сентября — фильма «Око за око» Геннадия Полоки. Кстати, Сергей Шульга тоже работал над этой картиной. Лента отмечена в семи номинациях в Москве, во время вручения кинопремии «Золотой орел».

Затем была долгожданная премьера фильма «Волки». Лента демонстрировалась на разных фестивалях, в том числе на «Лістападзе». Везде — успех: Гран-при, призы и дипломы. Неплохая фестивальная судьба у фильма. Отзывы хорошие. Некоторые люди после просмотра картины плакали. Тема такая — цепляющая за душу.

Ну и была показана долгожданная «Масакра» Андрея Кудиненко. О ней много писано-переписано, поэтому повторяться не буду. Лучше ее посмотреть. И еще одна премьера — фильм «Брестская крепость», который открывал фестиваль «Лістапад».

Но все это уже пройденный этап. На «Беларусьфильме» нет перерывов. Сейчас ведутся съемки фильма «Талаш» и комедии Ивана Павлова «Все, что нам нужно…». В конце года планируется сдача детской картины-сказки Елены Туровой «Рыжик» и восьмисерийной картины «Немец» Александра Ефремова.

На следующий год планы грандиозные. Хотим поставить картину «Шляхтич Завальня» по книге Яна Борщевского. Планируется, что режиссером будет Андрей Кудиненко. Начнется работа и над фильмом «Каласы пад сярпом тваім» по одноименной повести Владимира Короткевича. Сценарий уже написан Александром Качаном, сейчас обсуждается. Так что задумок и планов много.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter