Как вернуть уехавших музыкантов?

Возвращение

Почти двадцать лет назад для несуществующей ныне газеты я написала статью «Уехавшие навсегда. Каприччио на отъезд возлюбленных друзей... и недругов». Статья почему–то запомнилась людям, хотя ничего особенного в ней не было. Всего лишь рассказ о судьбах наших классических музыкантов, решившихся в 1980 — 1990–е годы на эмиграцию.


Судьбы эти не всегда складывались радостно. Сплошь и рядом они трагичны.

Покончил с собой выдающийся пианист, лауреат Международного конкурса имени Артура Рубинштейна (Тель–Авив) Александр Кузьмин.

Его младший брат Леонид Кузьмин, также пианист мирового масштаба, еще лет 15 — 17 назад выступал с такими выдающимися оркестрами, как амстердамский «Концертгебау» под управлением Бернарда Хайтинка. Но в последние годы даже всеведущий интернет не знает, чем он занимается и как живет.

Многие великолепные музыканты расстались с профессией, превратившись в бухгалтеров, косметологов, парикмахеров. Кто–то, сгорая от стыда, играет на улице. Кто–то, вполне достойный блистательной артистической карьеры, преподает в колледже или пробавляется частными уроками. Кто–то, считавшийся у нас звездой, в чужих краях потерял свой блеск, живет и работает — но не более того.

Впрочем, есть и те, кто на чужбине добился большого успеха — иногда даже большего, чем могли надеяться их учителя.

Не будем говорить о примадонне Марии Гулегиной, которая здесь не училась и называет себя русской певицей, хотя — вот парадокс — до сих пор сохраняет белорусское гражданство.

Есть немало других белорусских музыкантов, может быть, не так хорошо известных широкому слушателю, но тем не менее занимающих очень высокую позицию в мире академической музыки.

Евгений Егудин — солист Израильского филармонического оркестра, один из самых прославленных кларнетистов мира.

Борис Клейнер — всемирно известный клавесинист, виднейший специалист по барочной музыке.

Игорь Солоненко — скрипач, концертмейстер оркестра Вроцлавской оперы.

Надежда Кучер — оперная певица, победительница престижного Международного конкурса оперных певцов Би–би–си «Певец мира» (Кардифф, Великобритания), примадонна Пермского театра оперы и балета.

И, конечно, наши пианисты. Лауреат третьей премии Международного конкурса им. Чайковского Андрей Поночевный (США), лауреаты международных конкурсов Тимур Сергееня (Бельгия), Ростислав Кример и Татьяна Лях (Германия), Анна Шибаева и Виталий Стахиевич (Нидерланды), Кира Парфеевец (Франция), Константин Красницкий (Хорватия). Называю только тех, кто оканчивал нашу консерваторию.

И в этом, на мой взгляд, нет ничего случайного. Белорусская фортепианная школа начиная с 1970–х годов — одна из сильнейших в Советском Союзе и на постсоветском пространстве. А советская академическая музыка, в отличие от эстрады, была и остается брендом во всемирном масштабе.

В фортепианном искусстве у нас есть традиции и авторитет. Концертами белорусских пианистов и не только можно торговать за рубежом точно так же, как и продукцией белорусских программистов.

Золотым фондом для страны являются наши классические музыканты. Да, многие из них, но не все приезжают, выступают с концертами. Но этого недостаточно. Они должны жить в стране и воспитывать следующее поколение, иначе мы очень быстро весь свой золотой запас растеряем.

А для этого, думаю, нужно создать организацию наподобие советского «Госконцерта», которая отвечала бы за рациональное использование этого золотого фонда в стране и за рубежом. Нужно государственное финансирование, которое очень быстро окупится. И не только поступлениями от зарубежных гастролей, но и укреплением нравственного здоровья людей. Ведь музыка — это великая нравственная сила.

juliaandr@gmail.com

Советская Белоруссия № 21 (25156). Среда, 1 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter