Николай Фурман вспоминает, как отстраивался Гомель после войны

Возрождение из руин

Жизнь 92-летнего гомельского ветерана Николай Фурмана переплетена с непростой историей нашей страны. В его биографии: довоенное детство, трудовой фронт, освобождение Беларуси, возрождение родного Гомеля из руин. Плюс Николай Петрович увлеченный краевед и художник


В небольшой квартире возле гомельского центрального парка меня ждет увлекательный рассказ. Седобородый ветеран указывает на портрет человека в капитанской форме, с него история и началась:

— Мой отец Петр Фурман родом из-под Киева. Окончил киевское речное училище. Был капитаном-наставником. Воевал в Первой мировой. Мать моя из состоятельного рода ветковских староверов. У ее деда в Гомеле было имение на месте нынешнего жирокомбината. Кстати, они были дружны с родом судовладельцев Грошиковых, чьи дома до сих пор украшают Ветку (ветковский музей) и Гомель. Один из Грошиковых являлся моим крестным. Но это не афишировалось, ведь я уже рос в советское время.

Довоенный Гомель Николай Петрович помнит неплохо. Их школа располагалась в здании возле охотничьего домика, там сейчас один из корпусов медуниверситета (самое старое здание в Гомеле после дворца Румянцевых и Паскевичей). Семья жила по улице Липовой (ныне Пушкина). Главное тусовочное место тех лет — улица Советская. Вечерами и по выходным местный бомонд наряжался и прогуливался по ней. Купаться ходили на Мельников луг, там теперь возвышаются новые микрорайоны. Центральный парк имел платный вход, туда пускали только с родителями.

Еще в детстве сына капитана были потрясающие круизы в Киев, куда они отправлялись всей семьей. Памятник Владимиру Крестителю на днепровских кручах и золотые купола лавры произвели на гомельского паренька неизгладимое впечатление.

Когда началась война, Николаю было всего 14 лет. Отец-капитан был востребован как специалист, поэтому их отправили в эвакуацию. Сначала пароходами до Днепропетровска, а потом на Урал. Неожиданно исполнилась мечта детства, вспоминает Фурман:

— У меня над кроватью висела карта СССР. Я смотрел на нее и мечтал побывать в тех местах, где воевал и погиб герой всех советских мальчишек — красный командир Василий Чапаев. Бойтесь своих мечтаний. С началом войны я оказался в Уральске. Суровые условия жизни были далеки от романтики.

Для работы на реке у подростка не хватало сил и здоровья. Зато он устроился в механический цех завода имени Ворошилова № 231, который был эвакуирован из Ленинграда в Уральск. Стоял у станка, точил головки бронебойных снарядов по 12 часов в сутки. Два года без выходных, ради Победы. Потом радостное известие — советская армия освободила родной Гомель. Отца отправили восстанавливать местное пароходство. В Беларусь вернулась вся семья. Парень тут же отправился в военкомат. И в 1944‑м начал бить врага. Их стрелковая дивизия была переброшена из украинского города Сарны под Пинск. Туда подошли и моряки Днепровской флотилии, они высадили десант. 14 июля Пинск был очищен от гитлеровцев. Потом было много боев.

Мирная жизнь у ветерана ассоциируется со строительством. В 1950-е Гомель только поднимался из руин. Численность населения сократилась в 10 раз — по оценкам историков, за 2 года фашисты уничтожили более 100 тысяч человек. Поэтому нормальный быт восстанавливался с трудом. Руины — это не вымысел писателей, уверяет Фурман:

— Бои за город были серьезные. Поэтому почти весь его центр был уничтожен. Отстраивали город, в том числе и пленные немцы. Это были тяжелые годы, не хватало еды, крова, тепла. Но город, как и вся страна, возродился. Я с трепетом говорю о Гомеле, потому что уже 92 года влюблен в него.

Потом в жизни нашего героя был железнодорожный техникум. 20 лет работы в технологических цехах Гомельского химического завода. Свадьба. Сам ветеран называет себя скромным участником войны и считает, что больше пользы принес именно на трудовом фронте.

Три десятка портретов известных людей — только часть работ художника Николая Фурмана. Резьбой, древесной мозаикой (техника маркетри), выжиганием он начал заниматься в начале 80-х годов прошлого столетия. Маркетри — техника создания изображений или орнаментов путем наклеивания на какую-либо основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева. Именно так созданы большинство работ художника. Душевные силы автор черпает в поэзии Владимира Высоцкого, Сергея Есенина, Александра Пушкина.

Первые персональные выставки появились в его жизни в 1990-е. К 50-летию Победы Николай Фурман 15 своих картин передал в дар городскому совету ветеранов Гомеля, шесть портретов подарил музею Владимира Высоцкого в театре на Таганке. Работы автора также находятся и за рубежом: в Израиле, Польше и Австралии.

Отдельное внимание у Николая Петровича к истории родного города. Он написал немало газетных статей о людях, которые в разное время определяли судьбу этого места. Любимый его персонаж — тезка Николай Петрович Румянцев, заложивший черты современного Гомеля. Ветеран надеется, что центральной улице Советской со временем будет возвращено ее историческое название — Румянцевская.

  galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter