Возрождать и разумно использовать

Именно   в   этом   белорусские экологи   видят   решение   проблемы   болот

Именно   в   этом   белорусские экологи   видят   решение   проблемы   болот

Первая ассоциация, которая возникает у многих из нас при упоминании о болотах, – непролазная топь, мрачная и пустынная. Впрочем, откуда городскому жителю знать, что болото —  уникальный «островок» биоразнообразия. Болота, как и леса, выполняют функцию легких планеты: поглощают углекислоту и вырабатывают кислород, а также оказывают влияние на формирование климата. Именно поэтому сегодня вопросам сохранения этого природного ресурса уделяется столь пристальное внимание. 

Однако ситуация вокруг болот не всегда была столь однозначной. Продолжительное время в Беларуси активно велись мелиоративные работы. В итоге почти за полвека территория отечественных водно-болотных угодий с 3 миллионов сократилась до 1,4 миллиона гектаров. 

Неразумное осушение болот привело к деградации торфяников, использующихся, в частности, в сельском хозяйстве. Из переданных более миллиона гектаров торфяных почв осталось 875 тысяч. Разница между цифрами – земли, где торф разрушился, а на поверхность вышли подстилающие породы (преимущественно пески). Как следствие, участились заморозки, кратко-временные атмосферные засухи. Кроме того, серьезные проблемы с некоторыми осушенными болотами возникают и в лесничествах, особенно в засушливые поры года. 

Но не стоит думать, что проблема существует только в нашей стране. Ей озабочен весь мир. Поэтому 36 лет назад 2 февраля в иранском Рамсаре была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, к которой в 1999 году  присоединилась и Беларусь. За это время семь наших территорий получили международный статус. В их числе заказники «Споровский», «Средняя Припять», «Званец», «Ольманские болота», «Ельня» и т.д. Планируется, что в этом году список пополнят еще две территории — заказник «Выгонощанский», а также часть территории Березинского заповедника. Во всем мире в рамсарский «список» входит более 1,5 тысячи водно-болотных угодий. 

Белорусские экологи убеждены, что решить проблему болот можно. Суть – в разумном использовании и восстановлении природного наследия. И такой опыт сегодня имеется. Уже восстановлено около 25 тысяч гектаров болот. По некоторым оценкам, около 400 тысяч гектаров испорченных угодий можно восстановить. Тем более что, в отличие от Европы, речь идет о «живых» болотах, которые, по мнению специалистов, могут использоваться не 20—30 лет, как показывает наша сельскохозяйственная практика, а тысячелетиями. В частности, здесь можно развивать экотуризм. 

Еще одна важная задача в рамках реализации Рамсарской конвенции — не просто сохранить водно-болотные угодья, а сделать это через устойчивое использование. Для этого с помощью международных природоохранных фондов разработаны планы управления для нескольких рамсарских территорий, в числе которых «Званец» и «Споровский». В планах даны рекомендации по оптимизации их гидрологического режима, мониторинга, организации мероприятий по сохранению редких видов флоры и фауны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter