Возродить национальное бортничество

Мы просто обязаны защитить здоровье земляков, поднять белорусское пчеловодство на достойную высоту. А пришло оно в упадок после ликвидации единой государственной структуры управления отраслью — «Белпчелопрома».

Меня, как пчеловода в третьем поколении, волнует засилье на рынке страны импортного меда, значительная часть которого нередко — продукт фальсифицированный

Мы просто обязаны защитить здоровье земляков, поднять белорусское пчеловодство на достойную высоту. А пришло оно в упадок после ликвидации единой государственной структуры управления отраслью — «Белпчелопрома».

В результате перестали финансироваться специализированные пчеловодческие предприятия, их деятельность постепенно стала затухать. Это недопустимо. Почему-то мы забыли, что пчелы дают не только лечебный мед. Они еще и прекрасные опылители сельхозкультур. Научно доказано: там, где присутствуют насекомые, урожай возрастает на 25—50 процентов.

Тем не менее численность пчелосемей за последние 20 лет уменьшилась почти в 15 раз. Меньше стало желающих заниматься пчеловодством, трудоемким, прямо скажем, делом. Снизилась эффективность отрасли, сохранившейся преимущественно на любительском уровне. Местные бортники оказались невостребованными со своей продукцией, главным образом, опять-таки из-за засилья дешевого импортного меда.

Знающий человек его не купит, а дилетант соблазнится низкой ценой и притягательным названием. По 40—50 тысяч рублей за килограмм уважающий себя бортник целебный янтарный продукт сегодня не продаст даже оптом.

К сожалению, всевозможные медовые фестивали и ярмарки преподносят потребителю немало неприятных сюрпризов. За примерами далеко ходить не надо. В феврале произошел казус в Могилевском СК «Олимпиец», где проходила ярмарка «Мир меда». Из 6 проб, отобранных специалистами Могилевской областной ЦГЭиОЗ для проверки, четыре не соответствовали ГОСТу. Центр гигиены вынес предписание о приостановке реализации некачественной пчелиной продукции.

Не обошлось без эксцессов и на аналогичной ярмарке в Витебском ледовом дворце. Здесь были выявлены факты нарушения условий хранения продукции. Тогда начальник управления торговли и услуг Витебского облисполкома Ирина Левкович вышла с предложением к Минсельхозпроду обеспечить взаимодействие всех заинтересованных служб по контролю за качеством продаваемого на ярмарках меда. Но, судя по многочисленным жалобам покупателей, дело с мертвой точки не сдвинулось.

Мало что поддельный мед не лечит, так он еще и калечит. В отобранных для проверки в Могилеве пробах меда обнаружен токсичный продукт распада сахаров альдегидной группы — оксиметилфурфурол — в концентрации в 3—7 раз превышающей предельно допустимую норму. И не нашлось ферментов, присущих натуральному продукту.

Словом, настала пора поставить надежный заслон на пути сладкой «липы». Может быть, за счет разработки более совершенного национального стандарта натурального меда, новых прогрессивных методов проверки его подлинности. Это отбило бы охоту у недобросовестных дельцов «мутить воду» на белорусском рынке и защитило бы белорусских пчеловодов.

Полагаю, пришла пора назначить компетентный орган, ответственный за организацию и проведение медовых ярмарок и фестивалей. Необходим и нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок их проведения. Стоит ужесточить контроль и ответственность за ввоз недоброкачественной продукции пчеловодства. На внутреннем рынке развитых стран предпочитают реализовывать отечественную. Антидемпинговые меры, думаю, пора применить и нам.

Иван КУРПАТОВ, начальник службы по пчеловодству Витебской области

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter