Обсуждаем нюансы пенсионного вопроса

Возраст в контексте экономики

Тема увеличения пенсионного возраста сегодня поднимается неспроста. Существует угроза, что экономика перестанет справляться с обеспечением населения, вышедшего на пенсию. И не за горами тот день, когда всех взносов с работающих белорусов попросту будет не хватать на то, чтобы содержать неработающих. Нехватку средств придется восполнять из бюджета, что может повлечь за собой формирование клубка других социальных проблем.


Оказывается, в части обеспокоенности «пенсионной» проблемой мы сегодня на планете отнюдь не одиноки. Над этим задумались даже в тех странах, где люди становятся пенсионерами гораздо позже, чем в Беларуси. Пути выхода из ситуации разные — некоторые планируют идти на повышение пенсионного возраста, другие — на снижение социальных пособий и стимулирование экономически активной части населения к созданию собственных сбережений. Есть и другие предложения. Например, Минфин Израиля желает привязать возраст выхода на пенсию к средней продолжительности жизни израильтян, а также ввести градацию пенсионных возрастов в зависимости от характера их профессии. В этой стране, между прочим, пенсионный возраст и без того немаленький — для женщин он составляет 62 года, а для мужчин — 67. Так что дискуссии там разгораются нешуточные.

А вот в Китае плюсы и минусы подобного шага на общественном уровне даже не обсуждаются — реформы в этой области собираются провести в течение ближайших пяти лет. И большинство китайцев выступает за развитие ситуации в таком ключе. Ведь недавно Компартия объявила: только в прошлом году число трудоспособного населения в государстве уменьшилось почти на 5 миллионов. Такова уж психология китайцев: прежде задумываться о благе страны и лишь потом — о своем собственном. Кстати, для мужчин в КНР в настоящее время пенсионный возраст составляет 60 лет, для женщин, которые работают на производстве, — 50, для дам, занятых в сфере умственного труда, — 55 лет.

Ближайшие наши соседи на реформы пошли несколько лет назад. Например, в Литве пенсионный возраст для мужчин с 2012 года ежегодно увеличивается на два месяца, для женщин — на четыре. В тот момент, когда страна решилась на такие преобразования, женщины выходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 62,5 года. Теперь пенсионный возраст для всех должен вырасти до 65 лет. В Польше схема очень похожа: каждые четыре месяца пенсионный возраст там увеличивается на месяц. В 2013 году, до начала реформы, мужчины получали право уйти на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины — в 60.

Министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина в интервью агентству БелТА недавно привела несколько цифр, которые показывают, насколько наша ситуация отличается от соседской. В худшую, разумеется, сторону. Оказывается, удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения страны у нас вырос с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценкам, к 2030 году дорастет до 30%. То есть если в настоящее время пенсионером является каждый четвертый житель страны, то через 15 лет станет уже каждый третий. Причем все это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Маленький штрих: если сейчас на сотню работников у нас приходится 61 пенсионер, то в 2020–м их будет 66, а в 2030–м — 78.

— Необходимо учитывать, что в предстоящем пятилетии изменение возрастной структуры населения будет очень интенсивным. Дополнительная потребность в средствах на пенсии уже в следующем году может составить около 0,18% ВВП, к 2020 году — 0,69%, к 2030 году — почти 2% ВВП. А это плюс почти 20% к сегодняшним расходам, — констатировала министр.

По словам Марианны Щеткиной, вследствие демографических изменений такой показатель как соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты работников у нас также начал заметно снижаться. В 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008–м — уже 44%, а в 2015–м — 41,7%.

— И если оставить все как есть, ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания, — говорит министр. — Их источником — теоретически — могут быть субвенции республиканского бюджета или более высокие страховые взносы. Например, в Российской Федерации пенсионный фонд частично финансируется федеральным бюджетом, а в Норвегии — используется нефтяной фонд. Но в Беларуси такой возможности нет. Повышать же страховые взносы нецелесообразно, так как это лишь увеличивает нагрузку на нанимателя.

На рассмотрении у Президента сегодня находятся сразу три варианта пенсионной реформы, предложенные Правительством. Первый предусматривает постепенное повышение возраста до 63 лет для мужчин, для женщин — до 58 лет. Второй сценарий чуть более жесткий — до 63 и 60 соответственно, третий предполагает пропорцию в 65 и 60 лет. Каждый из вариантов, как считают в Минтруда и социальной защиты, имеет как свои плюсы, так и минусы. Хотя в ведомстве при этом уточнили: финансовые и демографические эффекты по всем трем вариантам просматриваются примерно одинаковые.

По какому сценарию пойдет развитие событий, сказать пока сложно, хотя окончательное решение, несомненно, будет принято после широкого общественного обсуждения пенсионного вопроса. Собственно говоря, оно уже идет полным ходом.

benko@sb.by

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 47 (24929). Вторник, 15 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter