О белорусской идее

Возможные ответы на важные вопросы

О развитии

На проходившей 17 октября встрече Президента со студентами Могилевского государственного университета имени А.Кулешова были подняты очень важные вопросы. Некоторые из них не получили исчерпывающего освещения. Мне хотелось бы продолжить их обсуждение, не претендуя, разумеется, на бесспорность выдвигаемых положений.


Первый такой вопрос — о белорусской идее. Не раз задумывался: а разрешим ли он в принципе — сейчас и в перспективе — в полном объеме? Есть ли у нас (и не только!) шансы найти такую идею (замысел, цель)? Люди–то ведь очень разные, и устремления, скажем, молодежи в чем–то не совпадают с желаниями и требованиями пожилых людей. А есть еще различия между индивидами, склонными к приключениям, к поиску нового, и теми, кто настроен консервативно и желает стабильности, между верующими и атеистами, между умеющими нести ответственность за себя, за страну и настроенными иждивенчески...


Согласитесь, непростой вопрос...


Тем не менее — прихожу к выводу — можно и нужно думать над тем, каковы важнейшие условия нашего успешного развития. Полагаю, что условия эти нужно связывать с требованиями, которые мы предъявляем к самим себе. И главных таких требований два. Одно из них — здравомыслие; другое — уважение к самим себе. Здравомыслие призвано уберечь от неразумных амбиций, от постановки невыполнимых задач. Требование уважать самих себя, иметь и укреплять чувство собственного достоинства, как и предыдущее требование руководствоваться здравым смыслом, быть благоразумным, адресовано не только отдельным людям, но и нации в целом. Уважать себя означает понимать и ценить свое прошлое и настоящее, понимать губительность отказа от собственных корней, от собственного лица. Отдельный человек может искать счастье где–то в далеких краях, может, наконец, сменить свою национальную принадлежность или даже пол. Но народ, который решил бы как целое сбежать от самого себя, например, сесть на лодки и поплыть на неведомые Лампедузы, где его никто не ждет, — такой народ заслуживает лишь презрения. Нам такое не угрожает, но помнить об опасности потери лица, конечно, нужно.


С этим связан второй вопрос, поднимавшийся на встрече Президента Александра Лукашенко со студентами. Это вопрос о глобализации и о том, имеет ли смысл бороться за сохранение своей национально–государственной самобытности, раз уж глобализация объективна и неодолима. Тема глобализации действительно очень остра. Есть страны — лидеры, регионы — лидеры, отрасли — лидеры, а тем, кто не попал в число лидеров и не имеет неоспоримо значимого ресурса, делающего прочными и гарантированными позиции на мировом рынке, угрожает перспектива оказаться на обочине, быть выброшенными из истории.


Все это так, однако надо учесть, что мировое развитие происходит нелинейно, и это ярко обнаруживает современный кризис. По сути дела, он является кризисом глобализации, в недрах которой зреют ростки новой модели мирового порядка. Доминирование англосаксонской модели, лежащей в основе современных процессов глобализации, судя по всему, подходит к концу. Это означает, что современность, с которой принято носиться как с неоспоримой ценностью, вскоре устареет и на смену ей придет нечто иное. В истории человечества была уже не одна смена мировых лидеров и общих моделей общественного развития. Новое не будет простым продолжением старого, оно явится его диалектическим отрицанием. Стремясь подражать кому–то, мы рискуем серьезно промахнуться, тогда как сохранив собственное лицо, национально–культурную и государственную самобытность, мы обретаем шанс успешно вписаться в еще только зарождающийся новый мировой порядок. Во всяком случае, безликость, стандартность ценится очень невысоко и едва ли вырастет в цене.

 

Не все в жизни продается и покупается. Есть ценности абсолютные, отказ от которых означает гибель, утрату жизненных импульсов. Отказ от национально–государственной самобытности — это именно угроза такого рода. Глубинные смыслы бытия не могут быть исчерпаны расчетом и калькуляцией. О важном, как мне представляется, вообще лучше было бы не слишком много говорить, ибо многочисленное постороннее суесловие ослабляет разум и дух, уводит в сторону от сути дела, которая постигается скорее интуицией, нежели рассудком. Наша белорусскость не сводится только к этнографическим моментам, к наличию замков и их состоянию, а включает своеобразие, а также рациональность нашего общественно–государственного устройства.

Советская Белоруссия №200 (24337). Среда, 23 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter