Возможность здравого выбора есть всегда

Прямая линия с Семеном Шапиро вызвала целый шквал звонков

Прямая линия, которую провел председатель Минского облисполкома Семен Шапиро с жителями региона, вызвала шквал звонков. Многие из них касались бытовых вопросов: работы сельской торговли, кредитования и обеспечения социальным жильем. Из глубинки у губернатора поинтересовались проблемой, которая явно выпадает из традиционного списка: когда же на селе в полную силу заработает беспроводной Интернет? Также были вопросы, касающиеся приоритетов социально-экономического развития Минщины, отдельных отраслей ее экономики. Вот некоторые из них.

— Семен Борисович, в рабочей группе премьер-министра вы отвечаете за экономическую стратегию АПК. Какие же подходы, по мнению доктора наук и губернатора, должны быть в основе его реформирования?

— Прежде всего, не расширение администрирования, а консультационная и технологическая помощь, платная и бесплатная поддержка сельхозпроизводителей и т.д. С учетом нашего тесного торгово-экономического сотрудничества с Россией необходимо выработать подходы по выравниванию условий хозяйствования российских и белорусских крестьян. Чтобы при колебаниях цен не разнились процентные ставки по кредитам, то же касается налогового законодательства. К примеру, ценовую разницу можно компенсировать за счет господдержки. Некоторые ресурсы россияне покупают дешевле, а молоко продают почти в два раза дороже, нежели наше белорусское. Если условия хозяйствования не сделать равными, российские аграрии будут развиваться более быстрыми темпами — таковы законы экономики. Мы разработали меры по привлечению бизнеса в агропромышленный комплекс. Предложено освободить бизнес от части налогов, а средства вложить в развитие сельхозпредприятий. Почему назрело такое решение? Бизнесмен или предприятие отдает деньги государству в виде налогов, а потом их же забирает обратно, но уже в качестве господдержки. Практика показывает: эти деньги не всегда эффективно используются. Поэтому рассматривается вариант снижения налоговой нагрузки сроком от двух до пяти лет — пусть высвободившиеся средства идут на развитие сельхозпредприятия. Тем самым мы избавимся от обезличенной поддержки, которая оказывается отдельным хозяйствам посредством госпрограмм.

В начале 1990-х многие наши соседи ликвидировали совхозно-колхозную систему, уничтожив тем самым основных сельхозпроизводителей. Беларусь не пошла по этому пути. И теперь мы убеждаемся в правильности нашего выбора: крупнотоварное производство эффективно работает, из государственно-совхозной система постепенно превращается в акционерно-частную. Мы совершенствуем механизм хозяйствования: от командно-административных целенаправленно переходим к экономическим стимулирующим мерам.

— Можно ли проиллюстрировать, сколь различаются сегодня условия хозяйствования на рынке Союзного государства?

— Мы везем туда нашу молочную продукцию и продаем с учетом рыночных цен, сформировавшихся в России. Поэтому наши сыродельные предприятия получают немалую прибыль: к примеру, Слуцкий сыродельный завод в 2013 году заработал 280 млрд. рублей чистой прибыли. Однако минский, борисовский, молодечненский заводы продают россиянам социально значимые продукты — кефир и молоко, считай, по белорусским ценам, поэтому у них большой прибыли нет. Это при том, что российские фермеры аналогичную продукцию продают по более высокой цене. В итоге российская молочно-товарная ферма на 10 тысяч голов приносит огромнейшую прибыль, так как в два раза дороже продает свою продукцию. Там она окупается за 5—8 лет, а у нас — за 30—40 лет. Куда пойдет капитал? Конечно, туда, где окупаемость 8 лет. Поэтому мы заинтересованы выровнять эти перекосы, чтобы животноводческая отрасль Беларуси развивалась такими же темпами, как у наших соседей.

— На Минщине немало водоемов, которые сданы в аренду частникам для занятия рыбоводством. Сколь эффективно они сейчас используются?

— Арендаторам доведено задание выловить 23 тонны рыбы — цифра мизерная. В то время как солигорский рыбхоз «Красная Слобода» производит 1700 тонн, а в Любанском районе — около 2 тысяч тонн рыбы.

Многие подходы арендаторов раздражают любителей платного лова. К примеру, приезжают они в Вилейку с удочками, а организации рядышком ловят рыбу сетями. Поэтому на совещании мы решили максимально уйти от неэффективного промыслового лова и поднять арендную плату. Представьте, озеро размером 10—15 гектаров, а стоимость его аренды — чуть более цены двух пачек сигарет. Кое-где арендаторы узаконили бесконтрольный лов рыбы, не зарыбляют водоемы, не чистят берега. Я бы охарактеризовал такие подходы как барствование на природных ресурсах и выкачивание денег.

Требование с нашей стороны одно: арендаторы водоемов должны создавать условия не только для себя, но и для людей. Мы проанализируем работу каждого из них. Там, где не выполняются биотехнические мероприятия, будем расторгать наши отношения. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter