Возьми и иди?

Клептомания — болезнь или преступление?
Клептомания — болезнь или преступление?

То, что воровать плохо, нам внушают с детства. Однако, даже несмотря на это, сей порок преследует человечество ровно столько, сколько оно существует. Прихватить «на память» полотенце в отеле, бокал в ресторане или пачку бумаги в офисе — мелочь, но приятная. По статистике, хотя бы раз в жизни это делал каждый третий. По данным канадских психиатров, среди клептоманов большинство — женщины, средний возраст — 36 лет, а средний «стаж» заболевания — 16 лет. Присвоить что–то, получить даром, согласитесь, очень соблазнительно. Особенно в супермаркетах, где витрины сами намекают: возьми и иди. И только писк кассового аппарата на выходе заставляет остановиться. Ты начинаешь понимать, что набрала лишнего, но возвращать очень не хочется. Так появляется соблазн — украсть, просто «нечаянно» сунуть в сумочку. Данная ситуация — чистой воды воровство, мелкое хищение. Впрочем, есть вид краж, который не преследуется по закону ни в одной стране мира. Они не считаются преступлениями, потому что совершены по причине болезни, имя которой клептомания (от греческих слов klepto — краду, похищаю и mania — безумие).

— По сути, это импульсивно возникающее непреодолимое стремление совершать кражи без корыстной цели, — рассказывает психотерапевт Минского детского психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — Клептоман понимает, что его поступок предосудителен и, будучи уличен в краже, обычно испытывает смущение или раскаяние, но в то же время чувствует, что не в состоянии себя контролировать, и не знает, почему это происходит.

Клептоман похож на азартного игрока. Испытывая патологическую страсть, он получает огромное удовольствие от риска и мысли, что его не поймали. В процессе воровства у такого человека выделяется в кровь адреналин. Он может испытывать истому, чувство полного наслаждения.

Но даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику. Когда такой человек долго не ворует, у него появляется чувство дискомфорта. Он боится наказания, его донимают муки совести, тревога. Но в следующий раз он сделает то же самое. Хотя клептоман и не вполне владеет своими эмоциями, он отчетливо помнит момент кражи. Клептоман всегда «работает» один. Иногда клептоманы хранят украденные предметы, бывает — тайно возвращают, подбрасывают на прежнее место. Как же отличить больного человека от настоящего вора? Даже врачам–психиатрам трудно это сделать. Клептомания — редчайшее заболевание. Поэтому наивно было бы думать, что каждый вор страдает этим недугом. Бывали случаи, когда человек многократно совершал кражи и объяснял, что не мог удержаться. Ведь вору интересен результат, а клептоману — процесс. Некоторые врачи относят причины клептомании к сексуальным отклонениям. Во–первых, сам процесс кражи приносит удовлетворение и может усилить сексуальное возбуждение. Вспомните фильм «Девять с половиной недель», когда главные герои в магазине воруют какое–то украшение, хотя деньги на покупку есть. Во–вторых, это стремление к обладанию, а значит, неосознанные сексуальные желания реализуются в такой странной форме.

— У многих родителей, дети которых начинают воровать, часто возникает мысль, что их ребенок — клептоман, — говорит Ольга Сергеевна. — Это не так. За последние два месяца в наш диспансер с такими проблемами обращались трижды. Если маленький человечек что–то однажды украл, это не патология: ребенок растет, познает мир и опытным путем проверяет границы дозволенного. Воруя, дети пытаются обратить на себя внимание родителей, подчеркнуть свою значимость и завоевать уважение у сверстников. После поучительной беседы (а иногда даже она не требуется) стремление брать чужое проходит.

Что делать, если вы заметили мелкое воровство за своим знакомым? У одной моей подружки в компании завелась клептоманка. После встреч с ней девчонки частенько замечали пропажу всяческих мелочей: помады, видеокассет, сувенирчиков. Зная за ней эту особенность, подружки звонили ей: «Ты случайно прихватила мою помаду. Когда можно забрать?» или «Ты уже посмотрела видеокассету, которую я тебе вчера дала?» Клептоманка, зная свою слабость, с удовольствием включается в игру: «Точно! У меня твоя помада! Надо же... Обязательно принесу завтра!» или «Фильм был действительно интересным, спасибо!» Главное — не ошибиться и не обидеть невиновного человека. Ну а если у вас есть реальные доказательства вины воришки, а он идет в глухую «несознанку», лучше под каким–либо предлогом перестать с ним общаться: себе дороже.

Американский психиатр доктор Грант, занимающийся исследованием психологии магазинных воров, разработал лекарство от клептомании. Препарат, вступая во взаимодействие с рецепторами головного мозга, вызывает у пациента чувство расслабленности и удовлетворения, снимает состояние, побуждающее человека к немедленному активному действию. Однако в целом клептомания плохо поддается лечению. Тем более что врачи практически не знают, откуда она берется. Если вы почувствовали в себе влечение к кражам, будьте благоразумны, немедленно обращайтесь к психиатру, ведь клептомания — очень серьезное психическое заболевание. И ваше болезненное увлечение, если его не лечить, может привести в тюрьму или в специализированную психбольницу. Ученые несколько раз пытались провести исследования по поводу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из–за того, что невозможно собрать материал для изучения: потенциальные участники не верят, что все будет проводиться строго конфиденциально, а полученные данные не передадут в суд. А вообще, клептоманов бояться не стоит. Они больше опасны для себя: знают свою склонность, стыдятся и постоянно боятся наказания за совершенные кражи. Но главная проблема в том, что клептомания — самое профессионально не реализуемое расстройство. Например, пироман со своей страстью к огню может податься в пожарные. Из людей с притупленным чувством опасности получаются великолепные спасатели и каскадеры. А клептоману и выбрать–то нечего.

Досье «СБ»

У клептоманов тоже есть свои «рекорды». Так, самым большим предметом, украденным когда–либо человеком (одним, без помощников), был пароход «Ориент Трейдер» грузоподъемностью 10.639 тонн. Летней ночью 1966 года некий мистер Н.Уильям Кеннеди, пробравшись в бухту залива Святого Лаврентия в Канаде, перерубил причальные тросы и судно благополучно отдрейфовало к буксиру, стоявшему наготове. Этот факт занял свое место в Книге рекордов Гиннесса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter