«Одна семья». |
«Вядо». |
Никаких оценок и вердиктов, документалисты — не судьи. Они наблюдают, фиксируют любые внутренние и внешние изменения своих героев, приглашая нас поразмышлять и посочувствовать. И это сочувствие порой выплескивалось с экрана живой водой на зрительские души.
Известный режиссер-документалист Галина Адамович представила в программе показов две работы — «Вядо» и «Хороших девочек не бьют». «Вядо» — волнующая история духовного поиска нашего современника Вениамина Бычковского, живущего в деревне Бобровичи Ивацевичского района и создавшего в ней музей полесского быта. Там же его стараниями построена часовня в память о жертвах сожженных деревень. Здесь некогда жили его предки, потому Вениамин уверен, что вернулся на малую родину. Нашедший себя в археологических раскопках, растворившийся в единении с природой Бычковский тем не менее разошелся во взглядах на жизнь со своей женой Анастасией. Сегодня она и их сыновья живут в городе. У каждого своя правда, своя система взглядов и принципов.
В картине «Хороших девочек не бьют» Галина Адамович поднимает важную тему домашнего насилия. В фильме мы слышим истории нескольких конкретных семей, и это производит сильное впечатление. Шокирующие подробности, произнесенные с будничной интонацией, настоящие слезы и слабый луч надежды. Финальные кадры невозможно смотреть без комка в горле.
В ленте «Одна семья» режиссер Наталья Жамойдик обратилась к теме усыновления. Два брата и сестра из одного детдома попали в разные семьи. Камера следует за ними, фиксируя сложные эмоции, следит и за приемными родителями, которые пытаются освоиться в новой роли. Вопросы адаптации ребенка в приемной семье, психологические аспекты проблемы усыновления режиссер рассматривает без дидактики и лишних эмоций. Мы слышим монологи персонажей, их оценки происходящего. Заметно, что к своим героям режиссер Наталья Жамойдик относится с большой симпатией.
Действие документального фильма «Невядомы рай» Дарьи Юркевич происходит в Брагинском районе. Жизнь обычной деревенской семьи с ее радостями и проблемами постепенно вырастает в философскую фреску, напоминающую реалистические истории из современного румынского или польского кино. Юркевич пристально вглядывается в жизнь своих героев, не пытаясь причесать или улучшить картинку. «Невядомы рай» подкупает искренностью интонации.
Главный герой новой картины известного белорусского документалиста Виктора Аслюка «Обход» — старший участковый инспектор милиции Мядельского РОВД Александр Клемата, признанный в 2012 году лучшим участковым Минской области. Ежедневно он пытается пробудить совесть у опустившихся и махнувших на себя рукой сельчан, ведущих асоциальный образ жизни. Проводит с ними профилактические беседы, пытается помочь каждому делом и словом. На экране возникает множество сложных, порой забавных и трагикомических ситуаций. Мы сталкиваемся с разными человеческими типажами и характерами. «Обход» — еще одна несомненная удача режиссера Виктора Аслюка.
Были и другие интересные работы, например альманах дебютных картин молодых режиссеров-документалистов «На связи».
— Идея снять альманах возникла у меня с целью привлечь для работы на «Летописи» новых молодых режиссеров, — рассказывает директор студии Оксана Эйхарт. — Тему тоже выбрали «молодую» — социальное влияние интернета на нашу жизнь. Режиссеров предложил Виктор Аслюк, который потом стал художественным руководителем альманаха и курировал весь проект. Авторами выступили Ксения Голубович, Марта-Дария Клинова, Ольга Драчук и Екатерина Стабровская — все выпускницы факультета экранных искусств БГАИ. Это дебюты на «Беларусьфильме» авторов и кинорежиссеров.
— Происходит ли в белорусской документалистике смена поколений?
— Мы стремимся привлекать молодых, чтобы была преемственность. В основном это выпускники факультета экранных искусств БГАИ. Некоторые учились в Польше. Ученики разных мастеров. Предлагаем им приносить свои темы, и если они соответствует темам лотов открытого конкурса кинопроектов Министерства культуры, подаем их на него. С теми, чьи темы проходят открытый конкурс, заключается соответствующий договор на производство фильма. В прошлом году у нас было много молодых авторов — Дарья Юркевич, Дмитрий Махомет, Александра Маркова, Иван Куракевич, Алесь Лаппо и другие.
СПРАВКА
В 2019 году студия «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» выпустила 14 картин в неигровой форме.
pepel@sb.by