Студия «Летопись» показала на киностудии «Беларусьфильм» работы выпуска 2019 года

Возьму твою боль

На прошлой неделе студия документального кино «Летопись» провела на «Беларусьфильме» трехдневную программу показов лент 2019 года выпуска. Они разнообразные по тематике, темпоритму, стилистическому и образному решению. И снимают их внутренне свободные, одухотворенные люди, неравнодушные к чужому горю и бедам. Мастера, умеющие увидеть высокую поэзию в обыденном, передать через деталь целое явление, найти юмор и впечатляющую метафору в повседневном течении жизни.

 
«Одна семья».
 
«Вядо».


Никаких оценок и вердиктов, документалисты — не судьи. Они наблюдают, фиксируют любые внутренние и внешние изменения своих героев, приглашая нас поразмышлять и посочувствовать. И это сочувствие порой выплескивалось с экрана живой водой на зрительские души.

Известный режиссер-документалист Галина Адамович представила в программе показов две работы — «Вядо» и «Хороших девочек не бьют». «Вядо» — волнующая история духовного поиска нашего современника Вениамина Бычковского, живущего в деревне Бобровичи Ивацевичского района и создавшего в ней музей полесского быта. Там же его стараниями построена часовня в память о жертвах сожженных деревень. Здесь некогда жили его предки, потому Вениамин уверен, что вернулся на малую родину. Нашедший себя в археологических раскопках, растворившийся в единении с природой Бычковский тем не менее разошелся во взглядах на жизнь со своей женой Анастасией. Сегодня она и их сыновья живут в городе. У каждого своя правда, своя система взглядов и принципов.

В картине «Хороших девочек не бьют» Галина Адамович поднимает важную тему домашнего насилия. В фильме мы слышим истории нескольких конкретных семей, и это производит сильное впечатление. Шокирующие подробности, произнесенные с будничной интонацией, настоящие слезы и слабый луч надежды. Финальные кадры невозможно смотреть без комка в горле.

В ленте «Одна семья» режиссер Наталья Жамойдик обратилась к теме усыновления. Два брата и сестра из одного детдома попали в разные семьи. Камера следует за ними, фиксируя сложные эмоции, следит и за приемными родителями, которые пытаются освоиться в новой роли. Вопросы адаптации ребенка в приемной семье, психологические аспекты проблемы усыновления режиссер рассматривает без дидактики и лишних эмоций. Мы слышим монологи персонажей, их оценки происходящего. Заметно, что к своим героям режиссер Наталья Жамойдик относится с большой симпатией.

Действие документального фильма «Невядомы рай» Дарьи Юркевич происходит в Брагинском районе. Жизнь обычной деревенской семьи с ее радостями и проблемами постепенно вырастает в философскую фреску, напоминающую реалистические истории из современного румынского или польского кино. Юркевич пристально вглядывается в жизнь своих героев, не пытаясь причесать или улучшить картинку. «Невядомы рай» подкупает искренностью интонации.

Главный герой новой картины известного бело­русского документалиста Виктора Аслюка «Обход» — старший участковый инспектор милиции Мядельского РОВД Александр Клемата, признанный в 2012 году лучшим участковым Минской области. Ежедневно он пытается пробудить совесть у опустившихся и махнувших на себя рукой сельчан, ведущих асоциальный образ жизни. Проводит с ними профилактические беседы, пытается помочь каждому делом и словом. На экране возникает множество сложных, порой забавных и трагикомических ситуаций. Мы сталкиваемся с разными человеческими типажами и характерами. «Обход» — еще одна несомненная удача режиссера Виктора Аслюка.

Были и другие интересные работы, например альманах дебютных картин молодых режиссеров-документалистов «На связи».

— Идея снять альманах возникла у меня с целью привлечь для работы на «Летописи» новых молодых режиссеров, — рассказывает директор студии Оксана Эйхарт. — Тему тоже выбрали «молодую» — социальное влияние интернета на нашу жизнь. Режиссеров предложил Виктор Аслюк, который потом стал художественным руководителем альманаха и курировал весь проект. Авторами выступили Ксения Голубович, Марта-Дария Клинова, Ольга Драчук и Екатерина Стабровская — все выпускницы факультета экранных искусств БГАИ. Это дебюты на «Беларусьфильме» авторов и кинорежиссеров.

— Происходит ли в белорусской документалистике смена поколений?

— Мы стремимся привлекать молодых, чтобы была преемственность. В основном это выпускники факультета экранных искусств БГАИ. Некоторые учились в Польше. Ученики разных мастеров. Предлагаем им приносить свои темы, и если они соответствует темам лотов открытого конкурса кинопроектов Министерства культуры, подаем их на него. С теми, чьи темы проходят открытый конкурс, заключается соответствующий договор на производство фильма. В прошлом году у нас было много молодых авторов — Дарья Юркевич, Дмитрий Махомет, Александра Маркова, Иван Куракевич, Алесь Лаппо и другие.

СПРАВКА 

В 2019 году студия «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» выпустила 14 картин в неигровой форме.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter