Учеба в автошколе... целый год. Как такое возможно?

Вождения три года ждут?

Прошел год с тех пор, как Светлана Манько–Родкевич, мать, воспитывающая шестерых детей, переступила порог минской автошколы «ДрайвКласс».  А потом, говорит, начались проблемы: то в средней школе, где арендует классы заведение, идет ремонт, то на автодроме что–то красят, то инструктор в отпуске... В общем, минул год, а обучение, рассчитанное на 3 — 4 месяца (максимум — 8), никак не закончится. Впору справлять поминки по мечте сесть за руль?

Светлана хочет вернуть свои деньги и документы.
Фото  Людмилы  Гладкой.

— У меня пять дочек и сын. Почти всю жизнь занимаюсь их воспитанием, образованием, а к 50 годам появилось время и для себя, — рассказывает Светлана.

На курсы вождения она пошла в прошлом году, когда младшему ребенку исполнилось 13 лет. Автошколу выбирала рядом с домом, а тут и объявление от ЧУП «ДрайвКласс» на глаза попалось. Цена приемлемая, оплата поэтапная, скидки. В объявлении говорилось, что у учреждения — годы успешной работы, а вождение, мол, на площадке ГАИ (там же, уточняется в объявлении, проходит первый этап сдачи экзамена) и в городских условиях.

Для начала, автошколы в принципе не имеют права проводить свои занятия на экзаменационной площадке ГАИ. Это подтвердила мне и официальный представитель минской Госавтоинспекции. (Забегая вперед, скажу, что в договоре Манько–Родкевич с автошколой был указан адрес автодрома уже на ул. Семашко, 17б.) А об «успешности» работы говорит, к примеру, общий процент неудовлетворительной сдачи выпускников «ДрайвКласс» в ГАИ среди автошкол Минска: за январь — декабрь 2015 года — 81,7%, январь — август 2017–го — 91,7%. Кстати, первый звоночек был еще лет 10 назад. Тогда в рейтинге автошкол города, составленном по результатам проверок сотрудниками БелНИИТ «Транстехника», предприятие и вовсе плелось на предпоследнем месте как «не обеспечивающее стабильного уровня качества оказываемых услуг». Да и в интернете полно гневных отзывов по поводу обучения в этом заведении, я их нашла без труда, просмотрев за период с 2013 года по нынешний.

Светлана показывает мне свой договор с автошколой, он заключен 23 ноября 2017–го. В первый день, рассказывает, на занятия пришли всего три человека, к весне в группе их было 8: «На момент подписания договора у меня даже не было медсправки, но меня уговорили начать обучение и принести ее по готовности. Так поступали и другие... Как мы потом узнали, в ГАИ группа была зарегистрирована только в марте 2018–го». Автошколы должны регистрировать группы с начала занятий, в течение 10 дней.

За 11 месяцев этого года автошкола «ДрайвКласс» не представила планово ни одного (!) человека к сдаче экзаменов в ГАИ. Такая информация размещена на стенде соответствующего подразделения ГАИ Минска. За что тогда предприятиевсе это время брало с людей деньги?
Фото  Владимира Шлапака.

Практическая часть, отмечает минчанка, началась лишь в конце апреля (хотя обычно вождение начинается через 2 — 3 недели с начала изучения теории), а сам автодром оказался даже не на Семашко, 17б (как указывалось в договоре), а по другому адресу: «Да и эта площадка, сообщили нам через пару дней, закрылась на ремонт». Занятия, говорит моя собеседница, то отменялись, то переносились, а затем и вовсе прекратились из–за того, что в СШ шел ремонт. Потом вдруг пропал инструктор и появился новый, а потом и этот ушел в отпуск... В начале сентября вождение возобновилось. «11 сентября я ездила по городу, а 12 сентября сдавала экзаменационный срез. На него пришли всего 4 человека, из которых срез тогда сдала только я». Часы по вождению, продолжает свой рассказ минчанка, у нее и по сегодняшний день не откатаны, и внутришкольного экзамена не было. А когда она сама позвонила в ГАИ, то узнала, что там группа должна была сдавать еще в июле.

— Когда я поняла, что нас обманули (а автошкола продолжала и продолжает набирать новые группы), потребовала от руководства автошколы создать конфликтную комиссию. Отправила претензии о качестве оказания услуг по обучению, но в автошколе почтальон не смог вручить мое заказное письмо, никого не застал, а по юридическому адресу ЧУП живут квартиранты.

Курсантка также требовала в учреждении книгу замечаний и предложений, но ей ответили, дескать, договор истек. Тогда вызвала милицию, но и при сотрудниках правоохранительных органов книга жалоб, говорит, предоставлена не была: «Об этом я написала заявление в ОВД. Хочу вернуть хотя бы свои документы и деньги». На стол ложатся квитанции об оплате за обучение и топливо.

Сейчас Светлана просит разобраться в ситуации налоговую, районную администрацию, Белтехосмотр и Городское общество защиты прав потребителей. Говорит, что если бы знала, сколько нервов, времени и сил будет стоить ей желание стать водителем с помощью «ДрайвКласс», то в жизни бы туда не пошла. «Обучение в этой автошколе длилось год, — Андрей, товарищ Светланы по несчастью, признался мне, что внутренние экзамены он сдал не так давно и что на них он был единственным из группы. А остальные? — Вроде еще двое ребят тоже отдельно сдавали». Свидетельство о прохождении подготовки Андрею не выдали. Когда экзамен в ГАИ, не знает: «Сказали, ждите».

Другие курсанты этого предприятия, с которыми я беседовала, тоже, мягко говоря, от него не в восторге и пускать дело на самотек не намерены. Автошкола должна была отучить заказчиков, как того требует законодательство, и представить их в составе группы для сдачи квалификационного экзамена в соответствующее подразделение ГАИ. А тут какая–то кустарщина. Быть может, к ситуации следует присмотреться не только с точки зрения гражданско–правовых отношений, но и уголовных норм?

Уверена, скоро мы узнаем результаты проверок. Пока же хочу напомнить представителям не очень честных автошкол, что плохо обученный водитель — потенциальный убийца на дороге. Вы готовы, уважаемые автоучителя, за это отвечать?

Неуловимая директор и почему сбежал педагог?


Еще немного — и была бы драка. Бойкий педагог (он же инструктор вождения) пытался вытолкать нас из класса автошколы. Выключал свет, велел новым ученикам выключать компьютеры. Но мы с курсантами и их родителями пришли за ответами и свет включали. Эмоции людей понять можно. Впрочем, «светомузыка» продолжалась недолго: педагог шапку в охапку и бежать. С директором автошколы встреча тоже не состоялась. «Ну вот, опять ушел, а я документы хотела забрать», — рядом появилась девушка, щеки розовые — только с мороза. Директрисе, сетует, не дозвониться. Учится курсантка с лета. Хотя как это доказать, если в ее договоре даты вообще нет?

Отец одного из курсантов требует от представителя  автошколы объяснений.
 Фото  Александра  Кушнера.

До того как дверь класса перед нами захлопнулась, я успела сфотографировать стенд: «Отработка практического вождения проводится на автодроме г. Минск, ул. Семашко, 17а (автодром ГАИ Минска)». Но по этому адресу находится Межрайонный экзаменационный отдел ГАИ, где обучение невозможно в принципе. Выходит, людей вводят в заблуждение изначально? Рядом на стенде — выданный Белтехосмотром в декабре 2017–го сертификат соответствия, дескать, оказание услуг соответствует установленным требованиям. Но как проверяющий не разглядел, что занимающейся с ноября 2017–го группы официально нет, поскольку в ГАИ она не была зарегистрирована? Другие курсанты «ДрайвКласс» тоже говорили мне, что учатся давно, но в ГАИ, сами недавно узнавали, не зарегистрированы.

А вообще, хитрая получается схема: тянут, тянут, а потом договор истекает — и до свидания? Да и что мешает руководству автошколы закрыть эту и открыть новую? Но как же люди? Почему не работают меры контроля за такими конторами? Не пора ли раз и навсегда запретить им, даже единожды себя запятнавшим, приближаться к столь специфической и ответственной сфере?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В минском Городском обществе защиты прав потребителей рекомендуют:

собирать доказательную базу, фиксировать успешную сдачу зачетов, экзаменов, что отставания по учебе человек не имеет, и т.д. Также нужно направить письменное требование, претензию исполнителю (заказным письмом с уведомлением в юридический адрес организации, этого достаточно, чтобы считать, что она извещена), а затем обратиться в общество защиты прав потребителей, где подготовят исковое заявление и в суде будут отстаивать права гражданина.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter