Биолог-хуторянин Дмитрий Шамович содержит волков, которые стали одной из достопримечательностей Россонского района

«Вожак» стаи

Пока биолог-хуторянин Дмитрий Шамович из Россонского района изучает редких птиц, его волки снимаются в кино

В РОССОНСКОМ районе один только ландшафтный заказник «Красный бор» занимает треть всей территории региона. Рядом полупустые деревушки. В одном из таких сел, на хуторе Сосновый Бор в 30 километрах от райцентра, живет биолог Дмитрий ШАМОВИЧ. На собственном подворье выращивает не кого-нибудь, а самых настоящих волков. Корреспондент «СГ» напросился к хуторянину в гости.



Ученый-отшельник

 

За деревней Юховичи, где живет Дмитрий, сразу начинается Россия. Он спешит мне навстречу в амуниции, типичной для здешних мест: кроссовки, военный камуфляж, теплый свитер, кепка и непромокаемая куртка.

 

По лесным стежкам-дорожкам мчимся на внедорожнике Шамовича, без которого здесь никак, и уже спустя 10 минут добираемся до деревни Сосновый Бор, где всего-то три дома, один из них — недостроенный. Комнаты своего большого деревянного жилища, недавно получившего официальный статус агроусадьбы, сдает туристам. Гости съезжаются сюда отовсюду. Немцы, французы, англичане, именитые фотографы, режиссеры документального и художественного кино, журналисты всемирно известных телеканалов Discovery, National Geographic, Animal Planet…

 

Сейчас Дмитрий с помощью радиопередатчиков наблюдает за глухарями. Орнитология стала вторым его увлечением, уже после волков. Недалеко от своего дома он проложил экологическую тропу для туристов, построил несколько зимних домиков для фотосъемок редких птиц (в лесах обитают орел, глухарь, тетерев, орлан-белохвост и другие), поставил так называемый солонец для лосей, ночную фотокамеру для бобра. В общем, одно раздолье для животных и иностранных охотников.

 

Почему же ученый-зоолог, кандидат биологических наук Дмитрий Шамович поселился на хуторе в Россонском районе? Неспроста. Леса на границе с Россией, говорит, идеальное место для научной работы. Сам из Витебска, где окончил биофак госуниверситета. После учился в аспирантуре Института зоологии Академии наук в Минске и через два года уехал работать в охотхозяйство «Красный бор» развивать экотуризм. «Живу, по сути, в медвежьем углу. Но что тут плохого? У меня три в одном — работа, хобби, дом. Десять лет я провел в этих лесах, а в деревне Сосновый Бор живу восьмой год. Тогда же у меня появились первые волки…»


Волки


Друг человека?

 

Звери фотографироваться не любят. Это факт. Но для многих приезжих туристов именно волки, снятые в пейзажах дикой природы, — самые настоящие герои фотоальбомов. Мечта фотоохотника, приехавшего в синеокую, — увидеть и сделать кадры одного из представителей так называемой большой пятерки белорусской фауны.


Голландский турист и старый приятель Дмитрия Эдо Гелдоф приехал в россонский край на две недели — пофотоохотиться: «Природа у вас — потрясающая и волшебная. Еще на прошлой неделе мы с Димой снимали птиц для голландского научного журнала, а сегодня поедем «щелкать» лосей в Браславский район. Ну а на «десерт», несомненно, волки: они мне понадобятся для буклета «Животный мир Беларуси». Некоторых зверей увидел впервые. Был приятно удивлен».



Голладнский турист Эдо ГЕЛДОФ

Голладнский турист Эдо ГЕЛДОФ


Понятно, что обо всем турист знать не обязан. От него требуется лишь усидчивость. А дальше, как говорится, «любой каприз за ваши деньги». Только многие ли готовы быть компетентными сопровождающими? Да, егерей этим хитростям нынче обучают. Навыки у них есть. А азарт? Профессионалов, готовых гарантировать показ тех или иных животных, анализирует Дмитрий Шамович, у нас пока не так уж и много. «Помимо всего, нужно владеть иностранным языком. Такие люди, безусловно, есть в Национальной академии наук. Но дело тормозит еще один нюанс: приходится подстраиваться под туриста, а значит, иметь свободный график. Поэтому Беларусь, по сути, пока остается белым пятном для иностранных любителей фауны. Уверен, к нам бы с удовольствием поехали смотреть на волков, редкие виды птиц, болота англичане, немцы, голландцы...»

 

Волки появились у Шамовича около восьми лет назад. Тогда он только перебрался на Россонщину. У каждого волка своя история. Первого зубастого, к примеру, Дмитрию принес знакомый охотник прямо из лесу, когда тот был еще слепой. Прожив несколько месяцев в специально оборудованном вольере, серый совсем перестал бояться людей. Однажды удрал, добрался до соседней деревни и начал там исследовать подворья. Естественно, зубастого пристрелили.

 

Дмитрий ШАМОВИЧ выращивает самых настоящих волков

Дмитрий ШАМОВИЧ выращивает самых настоящих волков


Потом было еще пять волков, за которыми он ухаживал, будучи научным зоологом охотхозяйства «Красный бор». Животных по причине их агрессивности также застрелили. А сегодня в вольере, расположенном рядом с домом, у него живут трое серых: самцы Бой и Тер, а также молодая самка Ника. Каждого из них он взял волчонком из Березинского биосферного заповедника, выходил и стал для них вожаком.

 

— Агрессию в мою сторону волки ни разу не проявляли. Но диких питомцев нужно держать в ежовых рукавицах. Дашь слабину — потеряешь статус главного, — уверяет Дмитрий. — Вообще, волк — животина умная, сам он конфликтовать не полезет. Но люди разные бывают: помню, гость из Германии увлекся, отошел далеко, машет фотоаппаратом, голосит, а волк — за ним. До сих пор как живой перед глазами стоит… Шучу! Но, поверьте, страху товарищ натерпелся, когда Бой укусил его за мягкое место.

 

Когда Дмитрий подходит к вольеру, серые начинают беспокойно нарезать круги возле решетки. Шамович опускает на сетку руку, и волки начинают драться за право ее облизать. Он на высшей ступени иерархии. И на самом деле вожак стаи.

 

 Представьте, тройка волков в один момент начинает трубить хором и опять же одновременно затихает, словно кто-то выключил звук. Вольер становится концертным залом, за билет в который приходится выложить дополнительную сумму. Дмитрий вспоминает: в иные дни это становилось целым спектаклем.

 

Вот и мне повезло. Снять два в общем–то случайных кадра. Пока за забором вольера нам позировал красавец Тер, на переднем плане вальяжно прохаживался Бой. Эти волки, как я узнал, выращены со слепого возраста. И первым, кого они увидели, был человек. У волка есть особенность — запечатлевать на всю жизнь того, кого он увидел, только открыв глаза. Сегодня они воспринимают Дмитрия как своего, а его гостей — как себе подобных.

 

Для сельчан эти волки не опасны: ближайшая деревня Юховичи — в 4 километрах отсюда. Ведут себя животные адекватно, но ухо лучше держать востро. Что у волка на уме, Дмитрий научился читать по малейшим движениям, «языку» тела. Например, лежит на спине, задрав брюхо кверху, — значит, готов подчиняться, ну а скалится — лучше не подходи!

 

— Волки в Беларуси — самые бесправные хищники, — уверяет Дмитрий. — Сезон охоты на них открыт всегда. Бери вилы, убивай, получай награду! Некоторые лесничие так и зарабатывают: ходят по лесам, отыскивают волчьи логова и сдают слепых щенков поштучно на убой.

 

А если ты волчонка забрал к себе домой, обязательно зарегистрируй его в Минприроды или в межрегиональной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

 

Звезды кинематографа

 

Поскольку своих серых питомцев Дмитрий Шамович кормит один раз в неделю (мясом), зарабатывают волки сами. Как? Гонорарами в кино и телепередачах о природе и животных. Эти артисты — уже настоящие звезды, самих себя сыграли в нескольких кинолентах. Фигуру тоже блюдут перед съемками: перед очередной ролью в кино садятся на диету. И все же эти артисты никогда не приедут на «Лiстапад» и не возьмут главную голливудскую кинопремию «Оскар», несмотря на то, что за спиной у них уже несколько картин. Первые шаги на экране стали делать, когда от роду им было несколько месяцев. За 7 лет съемок за плечами матерых актеров уже более десятка картин.

 

Часто в эпизодах (иногда волкам доверяют и главные роли) хищники выполняли команды и зарубежных режиссеров. В 2012-м, к примеру, они снялись в фильме белорусского, немецкого, австрийского и американского производства. Следующие съемки — в феврале.

 

Увеличивать стаю Дмитрий пока не планирует. Но жизни без волков уже не представляет. И сами хищники в лес не смотрят — точно никуда не убегут.


КОММЕНТАРИЙ

 

Главный специалист отдела госконтроля за охраной и использованием земель растительного и животного мира, недр и особо охраняемых территорий Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий ГУРЛАНОВ:

 

— В нашем регионе волков в коммерческих целях для привлечения туристов содержат также Национальный парк «Браславские озера» (одна особь), Белорусское общество охоты и рыболовства в Докшицах (три особи) и Березинский биосферный заповедник на территории Лепельского лесхоза (семь особей). Если вы хотите завести на своем дворе волчонка, нужно построить вольер площадью не менее 20 квадратных метров и высотой более 3 метров.

Станислав ЛОБАТЫЙ, «СГ»

lobatyj@sb.by

Фото Владислава ПОПЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter