Воздушные ворота

Рабочий день контролера начинается рано утром. От минской станции метро «Восток» автобус везет работников в аэропорт. Построение, приказ на охрану границы, распределение по видам наряда, изучение ориентировок...

Тот, кто периодически летает за границу из Национального аэропорта «Минск», наверняка узнает этих обворожительных сотрудниц погранслужбы. Именно с улыбки контролера (или, наоборот, — строгого взгляда, если заслужил) начинается для пассажира воздушное путешествие. Впрочем, к этому киношному штампу контролеры 1–й категории отдельного контрольно–пропускного пункта «Минск» Ирина Волкова и Мария Кирильчик относятся с иронией. Говорят, что на работе им не до улыбок, — необходима постоянная концентрация внимания.


Рабочий день контролера начинается рано утром. От минской станции метро «Восток» автобус везет работников в аэропорт. Построение, приказ на охрану границы, распределение по видам наряда, изучение ориентировок... Потом — долгие часы утомительного и на первый взгляд монотонного труда. Проверка документов, бесконечные паспорта, свидетельства на возвращение, бланки, штампы...


— В этом и есть главная изюминка! — восклицает Ирина Волкова. — Каждый день узнаем что–то новое. Чего–чего, а однообразия в нашей работе нет и в помине: говорю это не в обиду пограничникам, которые не связаны с авиацией. Иногда прилетают пассажиры из таких экзотических стран, что сразу и не вспомнишь, в какой части света эти государства находятся. К примеру, недавно проверяла документы у гражданина Эритреи. Очень необычный паспорт — посмотреть на него пришли многие коллеги.


Это, к слову, одна из особенностей службы в аэропорту: приходится постоянно изучать основные формы защиты в документах различных стран. В случае сомнений не зазорно заглянуть в специальный компьютерный атлас или позвать старшего по смене.


По словам контролеров, рейс рейсу рознь. Всегда трудно работать на грузинском направлении. У России с Грузией визовый режим, поэтому граждане последней частенько пытаются добраться до Москвы или Санкт–Петербурга транзитом через нашу страну, используя липовые документы.


— Недавно гражданин Грузии предъявил поддельное свидетельство на возвращение, — припоминает последний случай Мария Кирильчик. — Тут же притворился, что не знает русского языка — стандартная тактика. Но мы быстро вывели его на чистую воду.


«Угадать» потенциального нарушителя, считают контролеры, можно даже по тому, как он протягивает документы. Трясущаяся рука, затравленный взгляд, «осязаемое» чувство внутренней неуверенности. При малейшем подозрении начинается тщательное изучение документов. Не поверите, но самым главным инструментом контролера по–прежнему остается... лупа! Правда, теперь — с подсветкой. Хотя есть, разумеется, и новейшие приборы, и современные лаборатории, оснащенные по последнему слову техники.


Мои собеседницы признаются: поначалу, когда только начинали работать, лица пассажиров снились по ночам. Шутка ли, иногда за смену через тебя «проходит» больше двух десятков рейсов! Сейчас, накануне лета, пассажиропоток увеличился. Отпускники обычно настроены благодушно, но некоторые дерзят, иногда даже угрожают, обвиняют в «жестокости», не хотят понимать: мол, ну и что, что у меня истек срок действия паспорта, — Турция ведь срывается!


Плюс ко всему часто работать приходится по ночам, а дома ждут муж, дети...


— Свою карьеру выбрали сами и совсем не жалеем, чувствуем, что делаем важное дело. Да, часто приходится нелегко, — признается Ирина Волкова. — Но есть в нашей службе такая особенность, которая перечеркивает все тяготы. Тысячу раз я видела, как разгоняются и взлетают самолеты, но это завораживающее зрелище, которое добавляет сил, не надоест никогда...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter