Воздушные рабочие войны

Советские авиаторы во время войны совершили много подвигов

«Не случайно в ходе войны ваша авиация из авиации связи и транспорта превратилась в боевую. Это отражает великий патриотический порыв вашей группы, стремление принять непосредственное участие в уничтожении немецко-фашистских варваров. Сотни и тысячи фашистских людоедов нашли свою смерть от огня ваших самолетов. Подвиги лучших людей авиагруппы, подлинных героев Отечественной войны служат примером для всей авиации». Так командование ВВС Западного фронта оценивало боевую деятельность Особой западной авиагруппы, созданной в июне 1941 года на базе Смоленского, Белорусского и Московского управлений гражданской авиации.

В ноябре 1942 года авиагруппа была переименована в 1-й отдельный авиаполк гражданского воздушного флота, а в марте 1944-го — в 120-й гвардейский авиаполк ГВФ. На счету этого прославленного боевыми делами полка тысячи смелых рейдов в тыл врага.

В числе тех, кто первым встретил известие о начале войны за штурвалом гражданского самолета, был и Василий Иванович Бугримович. Он немедленно вылетел из Дубровенского района в Минск, чтобы сдать самолет и уйти в действующую армию. Этого добивались и все его товарищи по летной работе, отправляя один рапорт за другим с просьбой направить на фронт. Их надежды оправдались лишь отчасти. Пилотов авиации специального применения на У-2 в армию призывали, но оставляли на этой же технике. На этих вертких, неприхотливых самолетиках они проявляли чудеса героизма. У-2 летали на связь с войсками, вели разведку, вывозили раненых, женщин, стариков, детей. «Небесный тихоход» был машиной сугубо мирной, невооруженной, поэтому полеты на нем были очень опасными и рискованными. Летчики могли полагаться только на свое искусство пилотирования, встречаясь с вражескими самолетами, попадая под автоматные очереди и зенитные обстрелы с земли.

В один из рейдов самолет Бугримовича был атакован тремя «мессерами» и получил серьезные повреждения, пришлось совершить аварийную посадку. Местность уже контролировалась немцами, пилот оказался в лагере для военнопленных в Орше. Из плена он бежал дерзко и смело: выпрыгнул на ходу из товарного полувагона. Сильно ударился головой о шпалы и потерял сознание, но когда пришел в себя, поезд уже был далеко.

Трудным и долгим был путь к свободе, но в конечном итоге Бугримович стал партизаном соединения под командованием Сидора Ковпака. Узнав о том, что Василий — летчик, командир предложил ему организовать партизанский аэродром. Летом это удавалось делать довольно успешно, посадочные площадки для приема самолетов с Большой земли подбирались быстро и надежно, с учетом безопасности и строгой секретности.

Зимой здесь, конечно, требовались особые усилия и находчивость. Бугримович ее и проявил, оборудовав взлетно-посадочную полосу на замерзшем озере.

Через несколько дней на ледовый аэродром прибыли первые самолеты с Большой земли, пилотируемые известными летчиками — Героями Советского Союза С. Лунцем и Ф. Радугиным. Вместе с ними улетел в Москву и Василий Бугримович, где ему был вручен орден Красного Знамени. После переучивания на новый тип самолета он осуществил десятки смелых рейдов в тыл врага. Именно его самолет в числе первых сел на летном поле освобожденного Минска.

С историей освобождения Белоруссии тесно связана и боевая деятельность 62-го и 105-го гвардейских авиаполков гражданского воздушного флота, смелостью и находчивостью при выполнении боевых заданий в тылу врага прославились летчики этих авиационных частей.

Однажды командир 105-го гвардейского авиаполка полковник Евгений Клуссон получил очередное боевое задание. Группе лучших летчиков, в которую входили Н. Воронцов, И. Тарасов, А. Жога, Д. Кузнецов, В. Ползунов и Г. Дзюба, поручено было срочно доставить груз в Полоцко-Лепельскую зону для партизан В.Е. Лобанка (впоследствии удостоенного высокого звания Героя Советского Союза). Это был период самых ожесточенных боев. Уже двадцать семь дней 17-тысячная группировка партизан отражала бешеный натиск фашистов. Гитлеровцы же подготовили карательную экспедицию небывалых масштабов, бросив против партизан 60-тысячную группировку. Воинским частям, охранным и эсэсовским подразделениям было передано 137 танков, 235 орудий, до 70 самолетов. Однако народные мстители выстояли, выдержали и эти суровые испытания. Им оказали неоценимую помощь летчики-гвардейцы авиаполка. За короткое время блокады партизанам, попавшим в критическое положение, было сброшено 31 420 килограммов боеприпасов, 4335 килограммов медикаментов и прочих грузов, самолетами эвакуировали 186 раненых. Народные мстители, собранные в единый кулак, 4 мая 1944 года пошли на штурм и смели карателей. Заслуги летно-технического состава авиаполка были по достоинству оценены орденами и медалями.

Еще продолжались боевые действия на фронтах Великой Отечественной, а личный состав 105-го гвардейского Паневежского ордена Александра Невского авиаполка ГВФ уже возвращался к мирной жизни, став главной составной частью гражданской авиации Белоруссии. На смену «небесным тихоходам» приходила более современная техника, которую успешно осваивали бывшие фронтовики. Рядом с боевыми наградами на груди ветеранов достойное место стали занимать ордена и медали за самоотверженный труд в мирном небе. А одному из них — Василию Степановичу Ползунову — были присвоены звания «заслуженный пилот СССР» и Герой Социалистического Труда.

Советские авиаторы во время войны совершали настоящие подвиги, обеспечивая партизан всем необходимым для борьбы с гитлеровцами. Воздушный мост накрепко соединил страну с теми, кто воевал на оккупированной территории. А одному из этих героев огненного неба, уроженцу Витебской области Алексею Семенкову выпала высокая честь доставить из Берлина в Москву в ночь с 8-го на 9 мая 1945 года акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1998 году Указом Президента Российской Федерации наш земляк, партизанский летчик Алексей Иванович Семенков был удостоен высокого звания Героя России.

На снимке: летчики доставляют раненого партизана на Большую землю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter