Прошлый год для воздушного транспорта был довольно сложным: закрытые границы и локдауны на какое-то время поставили на паузу аэропорты по всему миру. Авиасообщение прерывалось не только между континентами и странами, но и внутри государств. Пандемия до конца не отступила, но мир учится жить в новых реалиях. В Департаменте по авиации рассчитывают, что 2021—2023 годы станут восстановительным периодом для сферы авиаперевозок. О том, что поможет сохранить финансовую устойчивость авиационных организаций, как будут развиваться областные аэропорты и какую ставку делают сегодня на развитие грузоперевозок, в интервью «Р» рассказал директор Департамента по авиации Артем СИКОРСКИЙ.

Регулярные полеты
— Артем Игоревич, расскажите, как планируется активизировать работу областных аэропортов в этом году.— Хотел бы рассказать читателям о подпрограмме «Развитие гражданской авиации Республики Беларусь» (в рамках Госпрограммы развития транспортного комплекса до 2025 года), а также о Концепции развития областных аэропортов, цель которой — увеличить их загрузку, повысить уровень комфорта обслуживания пассажиров и внедрить передовые технологии в деятельность областных аэропортов. В этих документах заложены основные направления того, как будут развиваться областные аэропорты.

В Концепцию мы закладывали, что на первом этапе будем активно развивать чартерные полеты по популярным туристическим направлениям из всех областных аэропортов, а затем перейдем к организации регулярного авиационного сообщения.
С 2019 года авиакомпания «Белавиа» начала выполнять круглогодичные чартерные перевозки из всех областных аэропортов по наиболее популярным туристическим направлениям (Турция, Болгария, Черногория, Египет, Тунис) и теперь постоянно расширяет программы и маршруты авиаперевозок. В 2019-м из областных аэропортов было выполнено почти 400 рейсов. В тяжелый 2020 год произошло сокращение числа рейсов, но полеты из областных аэропортов не прекратили. Ожидается, что в этом году в разгар туристического сезона «Белавиа» выполнит чартерных рейсов из регионов больше, чем их было в благополучном 2019-м.
Теперь мы переходим ко второму этапу — организации регулярного авиационного сообщения. Мы поручили всем областным аэропортам представить наиболее востребованные среди граждан маршруты и планы по привлечению авиакомпаний. Со своей стороны, Департамент по авиации окажет полное содействие каждому областному аэропорту в вопросе организации рейсов по запрашиваемым маршрутам.
Отмечу, что сегодня созданы условия для осуществления полетов в любой областной аэропорт для авиакомпании всех экономических моделей, в том числе лоукост. Мы ведем постоянную работу с авиационными администрациями других стран по развитию и усовершенствованию двухсторонней договорной базы, и ряд соглашений содержит положения о 5-й степени «свободы воздуха» для более эффективного привлечения авиакомпаний в областные аэропорты.

Совершенствуется материально-техническая база областных аэропортов. Реконструирована взлетно-посадочная полоса в аэропорту Бреста, что обеспечило возможность принимать самолеты расчетного типа Boeing 767. Сейчас такую работу нужно провести в аэропорту Гродно, чтобы там могли садиться и обслуживаться современные самолеты типа Boeing 737–800 и Airbus 321.
— А иностранные авиаперевозчики запрашивают выполнение рейсов (на регулярной или чартерной основе) из наших областных аэропортов?
— В Департаменте по авиации есть только одно назначение от кипрской авиационной администрации на полеты их авиакомпании в аэропорт Брест. Вместе с тем сама авиакомпания готова начать процедуру аккредитации для полетов в Беларусь только после ослабления карантинных мер на Кипре.

Груз да дело
— В прошлом году вырос объем грузоперевозок воздушным транспортом (по сравнению с 2019-м). За счет чего это стало возможным?— Действительно, в 2020-м наблюдался рост грузовых перевозок по всему миру. Это связано с влиянием пандемии COVID-19 на гражданскую авиацию: сократились провозные емкости ввиду остановки большой доли парка пассажирских воздушных судов, в грузовых отсеках которых перевозились значительные объемы грузов, при этом увеличился спрос на перевозку грузов медицинского назначения. Белорусские авиакомпании «Трансавиаэкспорт», «РубиСтар» и «Рада» активно включились в работу по доставке различных грузов, гуманитарной помощи и медицинских изделий по всему миру, что сказалось на цифрах грузопотока. Основными направлениями полетов были КНР, страны Латинской Америки и Европы. Так, по итогам работы в 2020 году рост грузооборота крупнейшего белорусского авиаперевозчика «Трансавиаэкспорт» составил 199,8 процента, объем перевозок увеличился на 25,7 процента.
Необходимо отметить, что объем грузоперевозок вырос в том числе за счет открытия аэродрома Орша. Сегодня в целях развития рынка воздушных грузоперевозок в стране увеличение потенциала аэродрома Орша как грузового хаба является актуальной задачей для Департамента по авиации.

Для расширения маршрутной сети, роста объемов и повышения качества грузовых авиационных перевозок грузовые авиакомпании планируют увеличивать парки своих воздушных судов, проводить их обновление и модернизацию. Прорабатываются различные варианты: от традиционных (взятие воздушного судна в лизинг) до переоборудования пассажирских судов в грузовые. Последний вариант сейчас активно прорабатывается авиакомпанией «Трансавиаэкспорт». Пополнение воздушного флота грузовых авиакомпаний будет способствовать открытию регулярных грузовых рейсов, что увеличит грузооборот и транзитный потенциал Беларуси.
СПРАВОЧНО
♦ За последние пять лет в стране реализованы значимые проекты в сегменте воздушного транспорта. В частности, завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск и реконструирован аэродром Орша. Это позволило осуществлять международные полеты воздушных судов всех типов без ограничений в сложных метеорологических условиях.
♦ Начата опытная эксплуатация нового Центра управления воздушным движением, что позволит обеспечить совершенствование системы управления воздушным транспортом благодаря внедрению современных технологий.
♦ Реализован проект по строительству нового авиаремонтного завода на территории, прилегающей к Национальному аэропорту Минск, и создана новая современная база.
♦ Программой обновления парка пассажирских воздушных судов в период 2019—2021 годов запланировано приобретение на условиях оперативного лизинга и ввод в эксплуатацию не менее 15 новых воздушных судов производства корпорации Boeing и компании Embraer.
konoga@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ.