Воздушная тревога

У оживленной загородной трассы или дорожной магистрали иногда просто нечем дышать — крепкий дух отработанного топлива врывается в нос и легкие. Ежедневно испытываю это на себе: на въезде в Минск со слуцкого направления тяжеленные грузовики с длинными прицепами газуют изо всех “лошадиных” сил. В столице сходятся трассы всех направлений, поэтому неудивительно, что нагрузка на дороги Минщины очень велика. И не только на дорожное покрытие, но и на воздух. В столичной области сконцентрировано также множество промышленных предприятий — настоящих гигантов. Чем они дышат и сколько “гадости” выбрасывают в атмосферу, контролируют подразделения Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Откуда дым?

На учете в области стоит почти 3 тысячи промышленных предприятий, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу. Для всех установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сообщили в комитете. Кто же в основном загрязняет воздух? На первом месте в этом списке предприятия Минэнерго (19,3 процента), на втором — концерн “Белнефтехим” (11,1 процента), на третьем — “Белгоспищепром” (6,5 процента). Годовые валовые выбросы от стационарных источников в 2007 году в области сократились на 1,2 тысячи тонн и составили 55,7 тысячи тонн. До этого выбросы в атмосферу от года к году росли, но наконец жители пристоличной области смогли вздохнуть свободнее. Почему же, несмотря на рост объемов производства, загрязнение удалось сократить? В первую очередь обусловлено это газификацией части производства ПО “Беларуськалий”, а также уменьшением объемов использования топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями области, внедрением нового пылегазоочистного оборудования, реконструкцией и модернизацией существующего. По планам и в этом году будет введено 10 новых и реконструировано не менее 25 таких установок. На ПРУП “Борисовский хрустальный завод” будет построена электрическая ванная печь для варки хрусталя взамен газопламенной, что обеспечит снижение выбросов на 27 тонн в год. На окрасочном производстве несвижского ИП “Стройдревдеталь” планируется установить систему очистки (газоконвертор “Ятаган) от летучих органических соединений. Чтобы снизить выбросы от асфальтосмесительных установок, планируется в 2008 году провести замену 7 установок и перевести на газообразное топливо еще две.

Многих волнует вопрос: а как часто природоохранные службы делают замеры уровней загрязнения? Мол, предприятие ночью выбросит вредных веществ больше, чем разрешено, а никто и не заметит. В Минском областном комитете природных ресурсов сообщили, что контроль все время ужесточается. На ряде предприятий области мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется непрерывно. Так, на РУП ПО “Беларуськалий” установлены газоанализаторы на паровые котлы ГМ-50 для оптимизации процесса горения и мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Приборы непрерывного контроля за процессом сжигания топлива марки “TESTO” установлены на ОАО “Слуцкий комбинат хлебопродуктов” и ОАО “Пуховичский КХП”. В 2008 году планируется внедрить автоматизированную систему измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух стационарными источниками на РУПП “Белорусский автомобильный завод” в Жодино.

Очевидно, что строгий контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу помогает “приструнить” нарушителей. В первом квартале этого года службой государственного аналитического контроля Минприроды отмечены нарушения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 35 из 438 обследованных предприятий. Значительные (в 1,5 и более раз) превышения допустимых нормативов были выявлены на 16 предприятиях. Максимальные превышения норматива выброса углерода оксида зафиксированы в январе: в топочном отделении ЧПУП “Локнея” допустимое значение превышено в 18,5 раза, в котельной Молодечненской дистанции пути — в 8,8 раза. Районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды по результатам лабораторного контроля наложили на нарушителей 35 штрафов на сумму более 10 миллионов рублей, выставили 20 претензий на сумму более 22 миллионов рублей. Так что превышать объем выбросов весьма невыгодно — штрафы велики.

Выхлопы XXI века

Выбросы от передвижных источников составляют более 70 процентов от суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Данные статистики свидетельствуют о четко наметившейся тенденции роста выбросов от передвижных источников за последние годы. Только по Минской области они составляли в 2004 г. — 165,8 тысячи тонн; в 2005 г. — 180,1 тысячи тонн; в 2006 г. — 213,2 тысячи тонн. В среднем рост выбросов от авто составляет около 7 процентов в год. Связано это со значительным ростом количества транспортных средств на дорогах и увеличением грузоперевозок.

Как можно противостоять увеличению объема выхлопных газов? Во-первых, экологи работают над улучшением качества дорог. Второй рычаг для снижения выбросов — перевод автомобилей на использование газа в качестве топлива. На предприятиях Минской области только в прошлом году на газ перевели более 250 единиц транспорта, построили две газозаправочные станции. Третья действенная мера — создание диагностических станций и постов ТО и ТР с целью более действенного контроля за техническим состоянием машин. Выбросы от передвижных источников напрямую зависят от качества моторного топлива. В мае лаборатория комитета провела месячник по контролю качества моторного топлива на ведомственных АЗС. А в апреле проведен областной конкурс на лучшую автотранспортную организацию по снижению загрязнения атмосферного воздуха. По итогам конкурса победителями за 2007 год стали ДУП “Автобусный парк № 3”, г.Борисов, ОАО “Борисовгрузавтотранс” и ДУП “Автобусный парк № 5”, г.Вилейка. Эти организации будут представлять область на республиканском конкурсе в рамках проведения экологического форума.

Помимо этого ежегодно с 1 по 30 июня, вот уже в течение 20 лет территориальными органами Минприроды совместно с подразделениями ГАИ МВД проводится экологическая операция “Чистый воздух”. Количество проверенных в период операции транспортных средств из года в год растет. По этим показателям в течение последних трех лет столичный регион лидирует среди других областей республики. Экологи отмечают, что наметилась тенденция к уменьшению транспортных средств, работающих с нарушением норм по токсичности и дымности с 14,8 процента в 2005 году до 8,5 процента в 2007-м. Значит, неисправного старья на дорогах стало меньше. Однако защитникам природных ресурсов и окружающей среды Минщины вздыхать с облегчением рано — систему мониторинга и контроля нужно постоянно совершенствовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter