Медицинский кислород выпускается в стране круглосуточно и без выходных, а его потребление выросло в три раза

Воздух как лекарство

Пандемия COVID-19 расширила наши познания о медицине. Теперь мы разбираемся, что такое сатурация, для чего аппараты ИВЛ и в каких ситуациях больные нуждаются в кислородной поддержке. Медицинский кислород в последнее время очень востребован, его потребление выросло в три раза по сравнению с допандемийными временами. Выпускает столь нужный продукт единственное в Беларуси предприятие «Крион» с 65-летней историей. Там уверяют: кислорода хватит на всех. Мы решили в этом убедиться лично. 

— Наши мощности загружены на 100 процентов, — с ходу говорит директор ОАО «Крион» Олег Гаврюшин. — Уже две недели, как предприятие перешло на производство исключительно медицинского кислорода, хотя раньше отгружали его и для промышленности.


Сегодня «Крион» снабжает более 100 учреждений здравоохранения и газонаполнительные станции по всей стране. В такие станции кислород привозят в жидком виде, а газифицируется он на месте. Туда, где нет необходимого оборудования, продукт завозят в баллонах.

Небольшую экскурсию по территории предприятия проводит главный инженер Юрий Шалухо. По его словам, прежде чем попасть к потребителю, кислород тщательно проверяют в лабораториях. В больницы он поступает с паспортом качества. К слову, содержание медицинского кислорода должно составлять 99,5 процента. Также в нем не могут присутствовать масла и механические примеси.

Останавливаемся возле кислородного хранилища: внутри четыре вертикальных сосуда, в каждом из которых по 400 тонн кислорода. Рядом в клубах пара стоит большой грузовой автомобиль с полуприцепом-цистерной.


— Цистерна устроена как термос. То есть внутри расположен еще один сосуд, а между ними экранно-вакуумная изоляция, — объясняет Юрий Шалухо. — Жидкий кислород имеет температуру кипения -182 °C, при обычной температуре окружающей среды он испарится за считаные часы. Чтобы такого не произошло, его нужно перевозить в так называемом термосе. В больницах этот жидкий кислород сливается в газификатор.

Термос на колесах вмещает 22 тонны жидкого кислорода, этого хватает на три-четыре больницы и обычно расходуется за сутки-двое. 
Предприятие же отгружает в сутки около 150—160 тонн кислорода. В допандемийные времена это число колебалось в пределах 40—50 тонн. Вот и сравнивайте. 

Ну а мы следуем в баллонный цех. Ранее баллоны наполнялись кислородом только в дневную смену по будням, а сейчас цех работает 24/7. На складе идет реконструкция, которую планируют завершить к концу года, модернизация позволит ускорить заправку баллонов.


На прощание директор предприятия Олег Гаврюшин подытоживает:
— Мы второй год работаем без выходных, с момента начала пандемии COVID-19. Сейчас ситуация сложная, но не критичная. Правда, и форс-мажоры бывают — случается, что где-то раньше обычного заканчивается кислород. Но наши службы в онлайн-режиме отслеживают происходящее и находятся на связи с больницами, чтобы оперативно решать эти вопросы.
statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter