Возбужден и очень опасен

В маньяке уживаются две личности: симпатяга и изувер В головном мозге людей с нарушением сексуального влечения есть подкорковый очаг патологической активности.
В маньяке уживаются две личности: симпатяга и изувер

В головном мозге людей с нарушением сексуального влечения есть подкорковый очаг патологической активности. Он - главный виновник маниакального поведения. После уникального и длительного эксперимента к такому заключению пришли нейрофизиологи из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Почти 10 лет нейрофизиологи изучали людей, которых в народе называют маньяками, а медики - больными парафилией. Такой диагноз, означающий патологию сексуального поведения, - достаточно редок. Он ставится три, максимум - пять раз в год. Поэтому ученым потребовался столь длительный срок, чтобы отследить достаточно большую и максимально однородную группу больных.

...Небольшая затемненная комната с огромным количеством проводков. Здесь все и происходило - в этом удобном кожаном кресле, от которого веет ужасом. Ведь в нем сидел и Чикатило. Его, как и всех из числа спецконтингента центра имени Сербского, провели много лет назад по подземному подвалу и через дверь, в которую не входят "обычные" люди, привели в этот кабинет. Но в состав исследуемой группы сексопатов он не попал. Зато попали 20 его "последователей": душителей, некрофилов, педофилов.

Сначала им всем говорили: "Сядьте спокойно, закройте глаза и расслабьтесь". Потом просили открыть глаза. Затем загружали левое (аналитическое) полушарие счетом в уме. На последнем этапе давали нагрузку на правое (пространственное) полушарие: просили запомнить в деталях сложные геометрические фигуры. То же самое повторяли и с испытуемыми из двух контрольных групп. Колебания мозговых импульсов записывались на компьютер в виде 19 синусоидных кривых.

Выяснилось, в частности, что только для больных парафилией характерна повышенная мощность электрической активности мозга в височных областях коры больших полушарий и пониженная - в центральных и лобных областях. Проанализировав данные, ученые пришли к выводу, что картина сходна с той, что бывает при органических поражениях определенных участков мозга: либо опухолью, либо дефектом после удаления опухоли.

Но это не опухоль. Это небольшая зона, которая, как выяснили нейрофизиологи, находится в структурах лимбической системы (ее еще называют эмоциональным мозгом), связанных как раз с регуляцией сексуального поведения человека. От очень сильного душевного потрясения в некоторых случаях в ней происходит объединение определенных нейронов в замкнутую сеть, по которой постоянно циркулирует возбуждение. Внешняя информация оценивается "эмоциональным мозгом". А он уже "запускает" конкретное поведение. Таким образом, сформировавшаяся патологическая система - это, по сути, "параллельная личность", которая способна реализовать только один достаточно примитивный тип поведения, когда воля и интеллект не властны.

В этом состоянии человек возбужден и очень опасен. Для возбуждения достаточно возникновения конкретного, например, зрительного образа - очаг его "ловит" и запускает цикл стереотипного поведения. Поэтому для серийных маньяков характерны определенные признаки преступлений: время, место, способ, внешний облик жертв часто совпадают. У московского северо-восточного душителя, например, прослеживается явная тяга к джинсовой одежде - все его жертвы одеты либо в юбку, либо в рубашку из джинсы. Значит, именно на этом образе его замкнуло. И мозг человека, которого знают, возможно, как примерного семьянина, "гоняет" нервные импульсы по замкнутому кругу патологического контура. С виду маньяк может быть обаятельным пареньком. Поэтому его так сложно вычислить, в чем и признаются работники правоохранительных органов.

А нейрофизиологи из центра им. Сербского сделали свою работу. И результаты определенно дают возможность подобрать ключи к лечению больных парафилией.

- Лечить?! Этих извергов, душегубов, мерзавцев?!! - справедливо вознегодует читатель. - Может быть, их еще и оправдывать по причине невменяемости?!!

По этому поводу Анна Киренская, кандидат биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии центра им. Сербского высказалась вполне по-научному

: - Мы, когда работаем, стараемся не смотреть в уголовные дела тех, кто садится в наше экспериментальное кресло. Потому что в этих жутких папках содержится такое, что по-человечески невозможно ни понять, ни оправдать. Для нас, ученых, все испытуемые - просто опасно больные люди. А уж судьбу их пусть решает суд.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter