Войти в историю еще не значит выйти в жизнь

Сможет ли «Гобелен века» найти постоянное место экспозиции?

В Минске завершилась экспозиция «Гобелена века». В течение двух недель, когда уникальное произведение народного художника Беларуси Александра Кищенко было выставлено на обозрение, с ним познакомились более тысячи гостей и жителей столицы. После 30 мая шедевр увезли в Борисов, на комбинат декоративно-прикладного искусства. Здесь он теперь хранится. И здесь в 1991 году началась его история. Очень непростая и в чем-то даже драматичная.

Над гигантским гобеленом Александр Кищенко работал пять лет. Появление сотканного вручную почти из 300 кг шерсти произведения высотой с 6-этажный дом произвело настоящий фурор. Автора поздравляли, его работой восхищались специалисты и простые зрители. Она удивляла и впечатляла. Подобного, действительно, еще не бывало. Полотно поражало масштабом, мастерством исполнения и глубиной замысла. В сложном композиционном построении соединилось реальное и символическое, переплелись библейские сюжеты и знаковые события ХХ века. Среди образов, которыми густо населен гобелен, легко узнавались известные политики, ученые, религиозные деятели, писатели, артисты разных стран мира. Всего на нем изображено около 80 персонажей.

Судьба и фортуна, казалось бы, улыбнулись художнику. В 1996 году ему присуждают Госпремию. Спустя несколько лет уникальное произведение получает сертификат Книги рекордов Гиннесса, затем его включают в Государственный список историко-культурных ценностей страны с присвоением категории 1, что означает наибольшую уникальность и международную значимость.

Триумф? Бесспорно. Но, увы, недолгий. Ведь после премьеры в 1996-м «в люди» гобелен выходил совсем не часто и не надолго. Нынешний раз всего лишь седьмой по счету. Причина известна — отсутствие подходящего зала для постоянной экспозиции.

Временно «Гобелен века» вывешивали во Дворце Республики и в выставочном центре на тогдашнем проспекте Машерова, так называемой «ромашке». Но даже там он не помещался, несколько метров лежали «хвостом» на полу. В этом смысле прошедшая в офисе банка выставка самая удачная — впервые рассмотреть гобелен можно было «во весь рост» и не снизу, через бинокль, задрав голову, а на разных уровнях. Но это тоже временное экспонирование.

Большую часть своей почти 20-летней истории гобелен проводит вдали от публики. А ведь когда-то судьба его виделась совсем иной. Владельцы шедевра предполагали, что он будет путешествовать по всему миру. Да-да, владельцы. Гобелен создавался как частная собственность, без бюджетных денег и госзаказа, без привязки к определенному зданию. «Наступил момент, когда я захотел сделать гобелен независимо от каких-то заказов, вот такой собственный гобелен», — говорил когда-то Александр Кищенко.

Средства, необходимые для воплощения его грандиозной задумки, обеспечивали спонсоры. Владельцев гобелена было трое — автор и руководители двух частных организаций. Заключенный между ними трехсторонний договор предполагал коммерческое использование произведения: выставки, художественные заграничные турне, конечной целью значилась продажа. Поговаривали, будто изначально у гобелена был богатый заказчик из Германии, но потом что-то там не получилось.

Так или иначе, дальше столицы шедевр не двинулся.

Коммерческая деятельность с его использованием не заладилась. Аренда зала для экспонирования, перевозка, погрузка, установка гобелена требовали от хозяев немалых денежных вложений. Еще больше финансовых и организационных проблем предполагала отправка в зарубежные турне произведения со статусом историко-культурной ценности. Что же касается продажи, то, как сказал мне начальник Управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский, продать его можно, только вот вывезти за пределы страны нельзя. Пересечь границу гобелен может лишь с целью культурного сотрудничества и при соответствующем оформлении всех документов. Разумеется, с обязательным возвратом.

Вот так и залег свернутый в огромные рулоны гобелен в небольшой мастерской художника, рискуя стать чудесной находкой для моли и плесени. Развернуть его хотя бы для проветривания не легче, чем вывесить для показа. А натуральная шерсть, запакованная в целлофан, — это, сами понимаете…

В начале 2000-х владельцы шедевра были уже очень не против, чтобы гобелен приобрело государство (оно имеет на это приоритетное право), взяв на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу и сохранность произведения, оцененного собственниками в один миллион долларов.

Народный художник Беларуси, скульптор Иван Миско, который 12 лет возглавлял Республиканский экспертный монументально-художественный совет при Министерстве культуры, рассказывал мне, что вопрос о судьбе гобелена рассматривали десятки раз. Обсуждали, как и где включить его в постоянную экспозицию. Перебирали разные варианты, но помещения не подходили — мало высоты, а у гобелена «рост» — 19 метров. Кроме того, чтобы его рассмотреть, зрителю желательно отойти от полотна не меньше чем на 20 метров. Были планы разместить гобелен в новом музее современного искусства, но его так и не построили, на этом месте теперь находится кинотеатр «Беларусь». Велись разговоры об атриуме в здании Национальной библиотеки, но тоже не срослось.

Интересуюсь у Ивана Якимовича, а приценивались ли в Минкульте к покупке?

— Рассуждали не раз, — вспоминает скульптор. — Но, во-первых, останавливала сумма. Кто даст миллион долларов? А во-вторых, ну, допустим, нашлись у государства деньги. Купили гобелен. Но что с ним дальше делать? Негде выставить, негде хранить. А ведь за ним нужно специально ухаживать, постоянно перекладывать, перестилать и за его сохранность отвечать.

Словом, главной проблемы — с экспонированием и хранением — покупка не снимала, ее все равно предстояло бы решать. Выходит, за немалые государственные деньги перевезли бы свертки с гобеленом из мастерской в музейный запасник, и все?

Кстати, о деньгах. В биографии шедевра есть и криминальный сюжет. С ним было связано громкое судебное разбирательство. Под предлогом спасения гобелена и строительства для него здания с частных лиц несколько лет собирали деньги. Дело завершилось лишением свободы с конфискацией имущества одного из владельцев — за махинации. По решению суда принадлежавшая ему треть имущественных прав на произведение перешла к государству, точнее, к Национальному художественному музею.

К слову, остальными двумя третями на сегодня владеют в равных долях вдова художника с сыном (Александр Кищенко умер в 1997 году) и второй из прежних хозяев.

В Борисов на комбинат декоративно-прикладного искусства гобелен перекочевал из мастерской с полгода назад. Решение поместить его туда до следующего временного экспонирования приняли собственники по согласованию с Министерством культуры. На комбинате есть помещение, позволяющее обеспечить хранение гобелена. А ткачихи при надобности могут на месте исправить возможные повреждения.

Заместитель генерального директора по научной работе Национального художественного музея Надежда Усова входила в число экспертов, которые осматривали гобелен по прибытии в Борисов. По ее словам, в целом его состояние удовлетворительное. Руководство главной художественной сокровищницы страны даже лелеет надежды, что с течением времени тканый шедевр сможет найти постоянное пристанище в ее будущем музейном комплексе.

…Выдающийся художник-монументалист Александр Кищенко всегда стремился к масштабности. Большие гобелены в его творчестве были не новостью, они украшали интерьеры многих административных и общественных зданий. О своем последнем творении, которое сам называл «лебединой песней», художник вдохновенно говорил: «Это должно быть прикреплено к звездам. «Гобелену века» висеть в небе над планетой». Поистине космический размах творческой мысли великого мастера. Но, увлеченный ею, мог ли он предположить, какая незавидная судьба ждет воплощенную им грандиозную идею. Мог ли подумать, что именно из-за гигантских размеров его «Гобелену века» окажется проще войти в историю, чем выйти в жизнь…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter