Чем школьники из глубинки покорили резидентов Парка высоких технологий

Войти в АйТи

Беларусь назвали IT–страной — и этому статусу она соответствует. Фору коллегам из–за рубежа дадут не только наши программисты. На мировом уровне звучат и имена юных. Трое старшеклассников из Минска — Леонид Бинцаровский, Даниил Постник и Иван Шабуня — этой осенью отличились на Всемирной олимпиаде роботов в Таиланде. Их команда по робофутболу попала в топ–16 — серьезное достижение. Но IT–таланты есть и в белорусской глубинке. В Чиангмай четверо ребят из Мяделя ездили под лозунгом «Главное — не победа, а участие» и своим выступлением остались довольны. Теперь же в гости к парням, на которых уже обратили внимание резиденты Парка высоких технологий, отправились корреспонденты «СБ».

То, что кружок по робототехнике зародился именно в стенах этой гимназии, кажется весьма символичным. Заходишь в кабинет информатики, где занимаются ребята, и попадаешь... в самый настоящий музей отечественной вычислительной техники. Короткая справка: открылся он в апреле 2009–го, состоит из 9 экспозиций, его основа — всевозможные калькуляторы и компьютеры, выпускавшиеся еще во времена СССР и в годы зарождения суверенной Беларуси. Атмосфера, в общем, располагает. Энтузиаст, который помнит о прошлом, но при этом задумывается о перспективном будущем, имеется. Это учитель информатики Вячеслав Савчик, вводящий нас в курс дела.

— Бывший председатель райисполкома Илья Шатько предложил директору гимназии создать нечто такое, чего ни у кого в области не было бы, в общем, заиметь собственный «бренд». Перелопатили массу вариантов, и тут в одной из газет я увидел заметку о Лего–робототехнике. Это сейчас ею никого уже не удивишь, а тогда все было в новинку. Вот и мы решили: почему бы не попробовать? Район закупил несколько специальных конструкторов...

Недешевая, надо сказать, вещь, которую лет 5 назад еще было и не сыскать днем с огнем даже в Минске. Заказывать пришлось в России.
На счету мядельских гимназистов нынче около двух десятков собранных роботов. «Сумоисты», задача которых — выталкивать друг друга с ринга. Модели, способные двигаться строго по заданной траектории (именно такие обычно участвуют в различных состязаниях). Но есть среди них и «фирменные» штучки.

Робот–пылесос. Основа — из специализированного «Лего». Пылесборник — из картона, загребательные щетки — из лески. Кулер от ноутбука приспособили под агрегат для засасывания мусора. Для демонстрации его работы мядельские гимназисты рассыпали по полу опилки, и пылесос, двигаясь сначала по спирали, а затем по периметру, их подчистую убирал. Разработку настолько оценили на многочисленных проходящих в нашей стране соревнованиях по робототехнике, что сооснователь EPAM Леонид Лознер подарил ребятам еще 3 набора «Лего».

Универсальный робот–спасатель. Мини–модель. Конструкция — простейшая. Танковая подвеска, две гусеницы, благодаря чему он способен продраться по любому бездорожью и через завалы. В нашем же случае — забраться на стол даже под углом 45 градусов. Посередине — манипулятор для разбора завалов и спасения людей, способный разворачиваться вокруг собственной оси. На раз захватывает и поднимает небольшие грузы. Программа написана на языке Python.

Один из роботов, принимавших участие во Всемирной олимпиаде. Сборщик фруктов. Его предназначение — рассортировать «хорошие», «недозрелые», «подпорченные» и «гнилые» фрукты (в общем, отличающиеся по цвету детали) по разным зонам–ячейкам.
Чья роль важнее: инженера, который должен придумать оптимальную конструкцию, или программиста? Вячеслав Савчик отвечает:

— И того, и другого. Когда готовились к Всемирной олимпиаде роботов, конструкции перерабатывали раз десять, если не больше. Скажем, почему белорусская команда по робофутболу проиграла там в 1/8 финала Малайзии? У азиатов роботы были более скоростные — за счет других шестерен. Но и хорошо запрограммировать робота — одна из основных задач. Правда, здесь есть своя «засада»: алгоритмы для олимпиады младшая и средняя категории участников обязаны писать на специализированном Лего–языке, который особого прикладного применения не имеет. Кстати, кроме языка программирования, на хорошем уровне нужно владеть и английским. У ребят он неплохой. Чтобы подтянуть остальных, в нашей гимназии собираемся организовать факультатив по изучению «технического» английского — один час в неделю.

— Допустим, для соревнований нам нужны тонкие колеса большого диаметра, — приводит типичный пример Вячеслав Савчик. — Причем исключительно маркированные детали фирмы «Лего» (такие требования предъявляют организаторы многих международных соревнований). Где их взять? Начинаешь искать на интернет–аукционах. Увы, чаще всего на зарубежных. Там, где подешевле. Это определенная волокита. Хорошо хоть спонсоры порой помогают.



Да и для системы образования (кстати, на Всемирную олимпиаду роботов учреждение образования попало впервые, обычно в ней принимают участие исключительно коммерческие школы робототехники), признается Вячеслав Савчик, удовольствие это совсем не дешевое. Курсы — бесплатные. Один конструкторский набор по безналу — около 800 рублей. Хватает лет на пять. Андрей Малиновский показывает: из строя выходят моторы, разваливаются соединительные элементы, переламываются провода. Отдельная статья расходов — выезды на соревнования. Еще одна «болезнь» — слабые ноутбуки. Без «сильного» железа на соревнованиях делать нечего — только время потеряешь. «Вынуждены просить ребят пользоваться своими», — сетует тренер.

Выезжают на другом. Какие головы светлые у ребят! И потом, коллектив дружный. На себя одеяло не тянут. Мало того, не только старшие помогают младшим, но и наоборот. Кое в чем те даже посильнее будут. Смена есть — и это главное.

КТО ЕСТЬ КТО

Георгий Морозов, 11 лет.



Живет в Мяделе. Робототехникой Гошу заинтересовал его друг два года назад. Инженер. Собирает роботов. Помимо всего прочего, увлекается... муравьями. Гоша — владелец самой настоящей муравьиной фермы.

Денис Бариев, 12 лет.



В Мядель переехал из Минска. Робототехникой занимается с середины 4–го класса, уже 4 года. Создает для роботов программы. Мечтает занять первое место на Всемирной олимпиаде роботов, которая пройдет в Венгрии в следующем году.

Артем Чавлытко, 14 лет.



Живет в агрогородке Слобода в 30 минутах езды от Мяделя. В команде — инженер. Своим любимым с детства занятием называет конструирование. Любимыми игрушками — конструкторы.

Андрей Малиновский, 15 лет.


В пятом классе выучил язык программирования «Паскаль». Доверяет принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь» и, чтобы не дезинформировать собеседника, многое переспрашивает у тренера Вячеслава Савчика. Как программист с программистом любит спорить с Денисом Бариевым на всевозможные темы: от робототехники до религии. К следующему году рассчитывает собрать «самого совершенного робота». Разработчик специального «бота», позволяющего узнать расписание уроков.

Вячеслав Савчик, учитель информатики, тренер команды.



Робототехнике обучает около 20 мальчишек (хотя, вспоминает, в свое время на занятия ходила и весьма смышленая девчонка). Сам обучался параллельно. Науку постиг фактически с нуля. Нашел действующую программу и адаптировал ее под здешние образовательные реалии.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter