«Войти легко. Сложнее будет уходить…»

«Афганцы»  достойно  несли  и  несут  звание  офицера  государственной  безопасности

«Афганцы»  достойно  несли  и  несут  звание  офицера  государственной  безопасности

Советское военное присутствие в Афганистане нельзя рассматривать вне сложившейся на тот период сложной геополитической ситуации, вне контекста глобальной конфронтации с США. По сути, это был очередной, хотя и чрезвычайно важный этап по установлению нового мирового порядка. Древняя афганская земля стала местом яростного противоборства двух сверхдержав.

США изначально оказались в более выигрышной ситуации: конфликт разгорался вдали от их границ. Заокеанские аналитики разрабатывали планы долговременных операций по развалу Советского Союза изнутри, на основе его внутренних проблем и противоречий. Большие надежды в связи с этим возлагались на дестабилизацию ситуации в Средней Азии и Закавказье. Северный Афганистан рассматривался как трамплин для наступления на советскую Среднюю Азию, по которому сначала должны были переправлять экстремистскую исламскую литературу, дабы посеять раздоры и создать антисоветское подполье, а потом организовать каналы поступления наркотиков и оружия, чтобы инициировать локальные восстания, обеспечить проведение диверсионных и террористических актов. Спустя много лет ставка будет сделана на «цветные» революции.

Заокеанские стратеги предприняли беспрецедентные меры, чтобы подтолкнуть Советский Союз к военным действиям на территории Афганистана. В ход шла мощнейшая дезинформация. Было предпринято все, чтобы создать ситуацию, в которой у советского правительства не осталось бы другого выбора. Пророческими в этом плане оказались слова председателя КГБ СССР Юрия Андропова, сказанные им на закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС осенью 1979 года: «Войти можно легко. Сложнее будет уходить: увязнем мы там».

По  просьбе правительства, которое  надо… сменить

Демократическая Республика Афганистан была образована 27 апреля 1978 года в результате победы Апрельской революции и прихода к власти Народно-демократической партии Афганистана во главе с Нур Мухамадом Тараки. Однако относительно стабильная ситуация в ДРА сохранялась недолго. Допущенные Тараки и особенно премьер-министром Хафизулой Амином перегибы практически во всех областях жизнедеятельности страны привели к мятежам по всей стране. Первым 15 марта 1979 года восстал гератский гарнизон. Тараки обратился за военной помощью к руководству СССР, но получил отказ. К середине лета 1979 года половина территории страны была охвачена восстанием.

Изначально советское руководство категорически отказывалось вводить свои войска. Весной 1979 года было принято компромиссное решение об увеличении поставок военно-технического имущества и усилении советнической помощи, спланированы шаги по обеспечению безопасности находящегося в Афганистане советского персонала. В мае 1979 года началось формирование на базе 15-й бригады специального назначения Туркестанского военного округа (ТуркВО) отдельного отряда. Отряд укомплектуют военнослужащими из числа узбеков, таджиков и туркмен, в том числе и из состава витебской 103-й воздушно-десантной дивизии (ВДД). В историю он войдет как «мусульманский» батальон.

В июле 1979 года в Кабул для охраны советского посольства прибыл специальный отряд КГБ СССР «Зенит-1», сформированный из оперативников органов госбезопасности, прошедших спецподготовку на семимесячных курсах усовершенствования оперативного состава (куос). Другая задача «Зенита-1» заключалась в разведке стратегических объектов. В сентябре 1979 года «Зенит-1» сменил отряд «Зенит-2», в состав которого входили 3 офицера КГБ БССР — Сергей Борич, Валерий Волох и Александр Пунтус.

16 сентября 1979 года в результате заговора к власти в стране пришел Амин. По его приказу Тараки был убит. Амин, как и его предшественник, также неодно-кратно обращался за военной помощью к руководству Советского Союза. Так, по его просьбе охрану правительственной резиденции — дворец Тадж-Бек — наряду с афганскими подразделениями несли бойцы «мусульманского» батальона. Между тем ситуация в стране стремительно ухудшалась. Повстанческое движение охватывало все новые районы. По линии внешней разведки КГБ поступала информация, свидетельствующая о намерениях США взять Афганистан под свой контроль. Репрессивная политика Амина усугубляла и без того сложную внутриполитическую ситуацию.

В конце декабря 1979 года руководство СССР приняло решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Одними из первых в страну были передислоцированы 108-я МСД из состава ТуркВО и 103-я ВДД из Витебска. Парадокс заключался в том, что советское руководство, формально выполняя просьбу афганской стороны о вводе войск, не собиралось работать с этим составом афганского правительства. Был разработан соответствующий план.

27 декабря 1979 года бойцы «Зенита-2», группы «Гром» из состава антитеррористического подразделения КГБ СССР «Альфа» совместно с военными приняли участие в операции «Байкал-79» (для подразделений КГБ она началась по сигналу «Шторм-333»), в результате которой произошла силовая смена руководства ДРА. Указанные спецподразделения КГБ за несколько дней до операции были разбиты на 9 штурмовых групп. Им предстояло решить сверхсложную задачу по нейтрализации дворца Тадж-Бек (резиденция Амина), генерального штаба, штаба центрального армейского корпуса, царандоя (народная милиция), военной контрразведки (КАМ), тюрьмы, почты и телеграфа. Также необходимо было предотвратить преждевременную утечку о целях и задачах операции.

За каждой группой был закреплен конкретный объект.

Сложнее всего пришлось тем, кто штурмовал дворец Тадж-Бек, где находилась резиденция главы государства Хафизулы Амина. Но и с этой задачей офицеры «Зенита», группы «Гром» и бойцы «мусульманского» батальона справились. Спустя час после начала операции в стране приступило к работе новое правительство во главе с Бабраком Кармалем.

Из  боя  не  вышли…

Вместе с отрядом «Зенит-2», группой «Гром» и «мусульманским» батальоном в операции принимали непосредственное участие подразделения 103-й ВДД. В одном строю с витебскими десантниками находились сотрудники особого отдела КГБ СССР по 103-й воздушно-десантной дивизии и приданные на усиление офицеры из других отделов военной контрразведки КБВО Анатолий Буйнов, Владимир Шульга, Анатолий Свотин, Дмитрий Швец, Олег Капустин и другие. В конце 1979 года начале 1980 года вышеупомянутые офицеры за исключением сотрудников особого отдела по 103-й ВДД убыли в Беларусь. Однако в июле 1980 года Пунтус и Волох вновь оказались в Афганистане. На этот раз в составе отряда «Каскад-1». Разведывательно-боевое соединение «Каскад» было сформировано в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1980 года. «Каскад» комплектовался офицерами органов госбезопасности сначала из числа выпускников КУОС, а затем спецподразделения «Вымпел». Официальное название — Отдельный учебный центр КГБ СССР. Спецподразделение «Вымпел» входило в состав управления «С» первого главного управления КГБ СССР и предназначалось для проведения операций за пределами СССР в «особый период». Отряд «Каскад-4» был укомплектован бойцами «Вымпела».

25 июня 1980 года началась переброска отряда. Команды «Каскада» дислоцировались в восьми территориально-административных центрах Афганистана, удаленных от Кабула на расстояние от 200 до 1000 километров. Структурно отряд состоял из управления, штаба и восьми команд. «Урал» размещался в Кабуле, «Кавказ» — в Кандагаре, «Карпаты» —в Герате, «Карпаты-2» — в Шинданде, «Тибет» — в Джелалабаде, «Север» — в Мазари-Шарифе, «Север-2» — в Кундузе, «Алтай» — в Газни. Каждая команда имела свою зону ответственности, включавшую в себя несколько провинций. До 70 % этих территорий находилось под контролем мятежников.

«Каскад» активно занимался подготовкой афганских органов госбезопасности. При его непосредственном участии было создано 5-е управление ХАД, которое занималось планированием и проведением спецмероприятий против моджахедов. В период действия «Каскада» в Афганистане это было наиболее подготовленное подразделение для борьбы с моджахедами.

Всего в Афганистане отработало 4 состава отряда. В период с июля 1980-го по апрель 1982 года 1, 2 и 3-м составом «Каскада» бессменно командовал А. Лазаренко, получивший 7 ноября 1980 года звание генерал-майора. «Каскадерская» эпопея закончилась весной 1983 года.

Осенью 1980 года командир отряда «Каскад» полковник А. Лазаренко получил телеграмму за подписями председателя КГБ и министра внутренних дел: «Кроме решаемых вопросов по борьбе с вооруженными формированиями противника, перед вами ставится дополнительная задача – создание царандоя (народной милиции, аналог нашего МВД) и установление народной власти на местах. С этой целью в подчинение вам передается отряд спецназначения МВД «Кобальт». С представительством КГБ вопрос согласован». В отряде «Кобальт» было 600 офицеров. Передача опыта проходила в боевых условиях. В октябре 1980 года сводная группа из числа офицеров команды «Урал» (отряд «Каскад-1») и спецподразделения «Кобальт» вместе с мотострелковым полком участвовала в операции по зачистке территории от бандформирований на восточном от Кабула направлении. На одном из высокогорных участков местности наша колонна попала в засаду. Завязался неравный бой, в котором брестчане Александр Пунтус и Юрий Чечков пали смертью героев. Пунтус не успел расстрелять только последний патрон. Уже мертвого его буквально изрешетили пулями. Душманы успели снять с Пунтуса обувь, но изуродовать тело, как это они любили делать, им не позволил Исаев из «Кобальта». Он вел огонь всю ночь. Невозможно выразить словами то, что он испытал при этом. За этот бой он получил звание Героя Советского Союза, а Юрий Чечков и Александр Пунтус были посмертно награждены орденами Боевого Красного Знамени. Они похоронены на брестском гарнизонном кладбище. Вместе с ними погиб боец «Кобальта» Виталий Юртов из Гродно.

Война  без  линии фронта

Многие сотрудники КГБ БССР работали советниками, они оказывали практическую помощь в становлении местных спецслужб и органов власти, при необходимости участвовали вместе с правительственными войсками в боевых действиях, проводили спецоперации по разложению бандформирований и ликвидации главарей моджахедов, наводили боевые вертолеты на цель. Их работа только для непосвященных казалась спокойной и безопасной. В Афганистане шла самая настоящая война, но только без линии фронта. Свыше 140 сотрудников особых отделов Краснознаменного Белорусского военного округа (КБВО) прошли службу в Афганистане, в том числе и в качестве советников. Военные контрразведчики делили все тяготы и лишения службы, вместе со своими частями и подразделениями ходили в рейды, принимали участие в боевых действиях и спецоперациях, участвовали в переговорах с главарями бандформирований по вопросам освобождения оказавшихся в плену советских солдат и офицеров.

«Афганцы», а именно так в народе называют прошедших через горнило афганской войны, достойно несут высокое звание офицера органов государственной безопасности, активно участвуют в общественной жизни комитета и страны в целом, щедро делятся с молодыми сотрудниками боевым опытом, учат их беззаветному служению Отчизне.

(Из книги «Щит и меч Отечества»)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter